02.03.2006  Контрафакту объявлена война на законодательном поле

   Проблемы совершенствования нормативно-правовой базы в сфере интеллектуальной собственности в России стали главной темой обсуждения на втором заседании оргкомитета по подготовке мероприятий в защиту авторских и смежных прав, прошедшего 1 марта в Минэкономразвития. Заседание прошло с участием двух федеральных министров: главы МЭРТ Германа Грефа и министра образования и науки Андрея Фурсенко.
   Открывая работу заседания, А. Фурсенко сообщил о принятом решении расширить состав оргкомитета, в который дали согласие войти такие известные деятели культуры, как Юрий Башмет, Владимир Соловьев, Карен Шахназаров и Александр Розенбаум. Он также рассказал, что на третьем заседании глава Роспатента Борис Симонов представит методику расчетов контрафактной продукции в России. А по вопросу о защите прав российских правообладателей за рубежом, ориентировочно выступит с докладом К. Шахназаров.
   На совещании был представлен доклад помощника главы МЭТР Юрия Любимова о позитивных тенденциях, которых удалось добиться на правовом поле в совершенствовании законодательства в сфере интеллектуальной собственности.
   Ю. Любимов отметил, что проблема нарушения прав интеллектуальной собственности весьма серьезна. От контрафактной продукции страдают не только правообладатели, вынужденные компенсировать свои потери на рынке оптических носителей, но и зрители. От нарушителей авторских, изобретательских и смежных прав бюджет не получает миллиарды рублей налоговых поступлений. Страна несет значительные репутационные издержки из-за незащищенности правообладателей. Но главное, что воровство интеллектуальной собственности имеет серьезный социальный эффект: общество привыкает покупать краденое и "развивает в себе преступные импульсы", считает он.
   Заставить «пиратов» отказаться от сверхприбыльного бизнеса – непростая задача, которая может быть решена только путем комплексного воздействия со стороны государства на все стадии незаконного производства и реализации контрафактной продукции.
   По словам Ю. Любимова, совещания с представителями профессиональных сообществ по проблеме контрафакта показали единодушие всех участников рынка в этом вопросе - все они указывают на необходимость коренных изменений в законодательстве.
   Как отмечалось в докладе, в этом направлении нужно решить несколько блоков задач. Во-первых, необходимо предоставить в распоряжение правоохранительных органов по-настоящему эффективный законодательный механизм борьбы с нарушениями прав интеллектуальной собственности. Следует инициировать ряд изменений в УК и УПК РФ, улучшающих ситуацию в некоторых проблемных вопросах (наличие критериев определения цели сбыта, механизм конфискации производственного оборудования и ряд др.). В октябре 2005 г. в ГД РФ внесен законопроект об изменении ст. 151 УПК РФ в части установаления альтернативной подследственности в отношении расследования преступлений в области авторских и смежных прав.
   Докладчик особо остановился на вопросе о санкциях. Он отметил, что действенным механизмом могло бы стать повышение не столько максимальных, сколько минимальных размеров санкций. Очевидна, по его словам, и необходимость существенного повышения административных штрафов за нарушения авторских прав.
   Второй блок, как отметил докладчик, касается необходимости лишить «пиратов» всего арсенала средств по обходу закона. К их числу относится заключение фиктивных договоров о передаче прав в отношении произведений с несуществующими лицами, оформление прав собственности или аренды оборудования на третьих лиц. В начале февраля с.г. в Правительство РФ внесен на рассмотрение законопроект «О внесении изменений в Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», предусматривающий совершенствование системы коллективного управления имущественными правами авторов и иных правообладателей.
   Третий блок задач касается проблемы контроля за розничной реализацией оптических и иных носителей, как одного из эффективных методов борьбы с пиратством. Поскольку торговля подобной продукцией ведется «всегда на виду», иначе она не будет рентабельной, то ее «изгнание» из розничного сегмента рынка могло бы нанести серьезный удар по «пиратам». С этой целью МЭРТ подготовило проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений и дополнений в Правила продажи отдельных видов товаров» в части установления запрета на распространение программ для ЭВМ и баз данных с лотков и палаток.
   Четвертым серьезным фактором, влияющим на рынок интеллектуальной собственности, является стремительное развитие сетевых технологий. Докладчик, в частности отметил, что сайты Интернет полностью вытеснят оптические носители на музыкальном рынке через 3-5 лет, а на аудиовизуальном – через 7-10 лет. Однако российское законодательство об авторских и смежных правах не успевает отражать новые технологические реалии. Поэтому в уже упомянутом законопроекте предусматривается приведение действующего законодательства в соответствие с нормами интернет-договоров ВОИС.
   В-пятых, нуждаются в разрешении проблемы отдельных рынков объектов интеллектуальной собственности. В, частности, киноиндустрия страдает от отсутствия в законодательстве ответственности за камкординг (незаконное копирование фильмов в кинотеатрах). По мнению докладчика, за подобные нарушения требуется введение административной ответственности.
   Но особый подход, по словам Ю. Любимова, требуется для решения проблемы нарушения прав интеллектуальной собственности в области «товарной» или «промышленной» контрафактной продукции, такой как медикаменты, алкоголь, продукция легкой промышленности, игрушки и т.д. Поскольку нарушения в этой области сопровождаются серьезной опасностью причинения вреда потребителю фальсифицированных товаров. Как сообщил докладчик, в этом направлении за прошедший год сделано немало: подготовлены изменения в ФЗ «О лекарственных средствах», Минобрануки подготовлен законопроект о внесении изменений в Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
   Ю. Любимов сообщил, что на данном этапе МЭРТ планирует провести ряд встреч с представителями профессиональных сообществ, направленных на совершенствование законодательства в области предотвращения производства и реализации промышленной контрафактной продукции.
   В этой сфере совершенствуется таможенное законодательство. В частности, рассматриваются предложения по корректировке Таможенного кодекса РФ c целью расширения полномочий таможенных органов в сфере соблюдения прав интеллектуальной собственности.