02.03.2006 Москва: о достижениях и проблемах потребительского рынка Мэр Москвы Юрий Лужков всерьез озабочен рядом проблем, которые, по его словам, недостаточно эффективно решает столичный Департамент потребительского рынка и услуг. Об этом он заявил, комментируя выступления участников заседания хозяйственно-экономического актива департамента, которое состоялось в среду, 1 марта, в здании вновь открытого Дома работников торговли. С основным докладом выступил руководитель Департамента потребительского рынка Владимир Малышков. Он отметил, что в 2005 г. существенно повышен уровень качества предоставляемых населению услуг, расширен их ассортимент, и такая тенденция лишь усиливает свои позиции. Объем розничного товарооборота вырос на 6,2% до 1,6 трлн рублей; потребительский рынок наполнил городской бюджет на 21,5%. Остается благоприятным инвестиционный климат. При этом из 25 млрд долларов, поступивших в казну столицы в прошлом году, 18 млрд было инвестировано именно в развитие потребительского рынка. В.Малышков подчеркнул, что постоянно растет количество предприятий торговли, общественного питания. При этом существенно увеличивается и покупательская способность жителей города. Было введено в строй 2071 предприятие, в том числе 1146 – торговых, 498 – общественного питания, 193 – бытового обслуживания. Говоря о последних, можно сказать, что около 80% всех организаций, обеспечивающих бытовое обслуживание москвичей, занимает малый бизнес. В 2005 г. по инициативе столичного Департамента поддержки и развития малого предпринимательства была оказана финансовая помощь 44 начинающим работать в этой сфере предприятиям, а также достигнута договоренность с крупными банками о предоставлении кредитных средств этим предприятиям на льготных условиях. Глава Департамента потребительского рынка также сообщил, что в Москве активно развиваются клиринговые услуги. Правда, несмотря на хорошие темпы, уровень обеспечения такими услугами по-прежнему не очень высок. Отсюда высокие цены в этом секторе и не всегда удовлетворительное качество; поле для деятельности еще широко. Предприятия московского потребительского рынка по-прежнему развивают межрегиональные связи, в первую очередь при помощи выставочно-ярмарочной деятельности. В 2005 г. подписано 82 соглашения о сотрудничестве с российскими регионами. При этом по-прежнему остается проблемой борьба с некачественной алкогольной продукцией, добавил докладчик. По его мнению, это одна из первоочередных задач на текущий год. Руководитель Департамента имущества столицы Владимир Силкин, выступая на заседании, внес два конструктивных предложения. По его словам, учитывая решение властей о ликвидации до 2009 г. государственных унитарных предприятий, необходимо совместно с Департаментом потребительского рынка и услуг в кратчайшие сроки составить жесткий график ликвидации ГУПов, подведомственных департаменту потребительского рынка. Второй момент – это вопрос страхования предприятий. В.Силкин предложил на рассмотрение пункт, согласно которому всем государственным предприятиям нужно будет обязательно застраховать свое имущество. На заседании актива был поднят вопрос о крайне небольшом количестве продовольственных магазинов в центре столичного мегаполиса. В качестве примера можно привести практически любой уголок Центрального административного округа, где можно увидеть множество ресторанов, бутиков с элитной одеждой или ювелирными изделиями, однако купить хлеб и молоко для жителей окрестных домов давно уже стало проблемой. По словам директора одного из магазинов шаговой доступности, который расположен в подвальном помещении на территории ЦАО, серьезными препонами при его открытии была бюрократическая волокита: потребовалось собрать огромное количество различных справок, после чего собственными силами сделать ремонт на сумму около 1 млн рублей. «Далеко не каждый способен это осилить», - считает предприниматель. Директор магазина отметила также нехватку информации о фондах поддержки малого бизнеса, об оптовых центрах, где можно брать на реализацию отечественные товары – недорогие, но качественные. «Мы не знаем, где такую информацию можно получить», - сказала она. Приглашенный на заседание актива депутат Государственной думы РФ Сергей Бабурин высоко оценил работу московских структур в сфере развития потребительского рынка. По его мнению, в этой отрасли существует два момента, которым стоит уделить внимание на федеральном уровне. С.Бабурин заявил, что опыт Москвы стоит не просто внедрять в субъектах РФ, а решать этот вопрос законодательно. Кроме того, отдельного внимания заслуживает подготовка кадров для потребительского рынка. «При подготовке специалистов необходимо уделять больше времени практическим занятиям», - считает депутат. Он также предложил установить профессиональные критерии для каждой специальности под патронажем Департамента потребительского рынка и услуг Москвы. Ю.Лужков, подводя итоги заседания актива, заявил, что потребительский рынок в столице развивается, многие жизненно важные задачи эффективно решаются. Он отметил, в частности, создание мощных логистических центров, развитие системы магазинов "шаговой доступности". Однако мэр отметил и существенные недостатки. Прежде всего он напомнил о недавней трагедии с обрушением крыши Басманного рынка. По его мнению, в городе должна быть создана эффективная система контроля за техническим состоянием помещений торговых объектов. "Рынки находятся в вашем ведении", - напомнил мэр В.Малышкову, добавив, что технический контроль подобных помещений должен осуществляться государством. Вопрос о создании такой системы столичный градоначальник поручил вынести на рассмотрение правительства Москвы. "Нас ничему не научило то, что произошло в Германии, когда обвалилась крыша спортивного комплекса, и в Польше, где обрушилось здание торгового комплекса", - считает Ю.Лужков. Также мэр указал на то, что магазины "шаговой доступности" неравномерно распределены по округам. «Мы открываем много крупных торговых центров, но ветеранам, как наименее мобильной части населения, это не подходит. Пока эта проблема решается на уровне префектур. И где борьба с префектами, которые уделяют развитию магазинов "шаговой доступности" недостаточно внимания?» - спросил он. Ю.Лужков по-прежнему возмущенно отзывается о засилии объектов игорного бизнеса на территориях магазинов. «Это беда, это уродство!» - негодующе воскликнул он. Мэр считает позицию государства в этом вопросе крайне пассивной. «Москва будет и дальше предпринимать самые решительные действия по искоренению игровых автоматов в торговых заведениях», - уверил мэр, призвав Департамент потребительского рынка активнее включаться в эту работу. Пассивен департамент, по словам градоначальника, и в вопросах обеспечения жителей бытовыми услугами. Он призвал В.Силкина вплотную заняться организацией выделения помещений для предприятий бытового обслуживания. «У города должна быть иная по глубине проработки политика в этом вопросе. Ее нет», - констатировал Ю.Лужков. Он также подверг критике выступления участников актива за то, что ни слова не было сказано о контрафактной продукции и методах борьбы с ее обилием в торговых сетях города. «То, что мы «вылавливаем» - это лишь «пенка», верхний слой от того, что имеется на самом деле!» - заявил глава города. Да и та продукция, которая не является контрафактом, далеко не всегда соответствует требованиям по качеству. Мэр привел результаты недавней проверки четырех крупных московских торговых центров. Согласно им, 44% продукции, выставленной на продажу, не отвечают качественным требованиям. «В этом направлении Департамент потребительского рынка стал работать хуже», - считает Ю.Лужков. Другая сторона этой же проблемы – просроченная продукция. Для того, чтобы на полках магазинов перестали встречаться такие товары, город, по мнению мэра, должен помогать торговым сетям реализовывать по сниженным ценам ту продукцию, срок годности которой подходит к концу. В завершение своего выступления городской глава ответил на вопрос о кабальных условиях, выставляемых крупными торговыми сетями при сотрудничестве с московскими производителями. «Здесь нужна жесткая позиция города!» - заявил он. Узнав о том, что многие торговые центры, в том числе сетевые, зачастую требуют некую «входную плату» за то, чтобы товары столичных производителей оказались на их полках, Ю.Лужков назвал такую ситуацию «монопольным сговором» и пообещал «быстро его разрушить». «Для всех производителей должны быть равные условия, и никакой входной платы не может быть; мы быстро с этим справимся, если нужно – подключим ФАС и решим вопрос», - уверил мэр. Ю.Лужков пожелал собравшимся успехов в работе в этом году и выразил надежду, что его замечания будут приняты к сведению, а также будет проведена эффективная работа по их исправлению. |