02.03.2006  Производители алкоголя ждут нового кризиса

   Неделю назад отечественные производители алкогольной продукции после вынужденного двухмесячного простоя возобновили производство. Импортеры алкоголя, по оптимистичным оценкам, возобновят работу в полном объеме не раньше середины марта. При этом все участники рынка уже готовятся к новому кризису – с 1 июля заводы вновь могут остановиться.
   Впервые за много лет отрасль переживает спад. Таковы предварительные результаты вступления в силу новой редакции закона "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
   Публичное выяснение, кто же все-таки виноват в кризисе – депутаты, принявшие закон, или правительственные чиновники, отвечающие за разработку подзаконных актов, идет до сих пор. Однако уже понятно, что с таким серьезным кризисом отрасль за свою историю еще никогда не сталкивалась.
   Уже первый месяц показал катастрофические цифры падения производства. Итоги за февраль еще не подведены, но очевидно, что и они будут неутешительными. Производство водки в России, например, в январе упало на 96%, а по некоторым категориям алкоголя падение было 100-процентным.
   При этом резко возросли объемы импорта.
   Однако уже начиная со второго квартала этого года импортеры прогнозируют резкий спад поставок. Это связано с тем, что никто из них до сих пор не получил акцизных марок нового образца. Общий прогноз – рынок импорта по итогам 2006 года "просядет" на 17%.
   С 1 июля вступает еще одно крайне важное положение закона "О госрегулировании..." – должна заработать Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС). Суть этой системы заключается в следующем – каждое предприятие должно быть оснащено электронными счетчиками, которые, в свою очередь, должны иметь выход в интернет и связь с сервером ФНС. Каждая выпущенная на предприятии бутылка и каждый литр алкоголя должны регистрироваться на таком счетчике, и информация о них должна поступать в ФНС. По версии разработчиков, таким образом будет установлен полный учет и контроль за всей отечественной ликероводочной продукцией.
   Однако на практике на предприятиях таких счетчиков единицы. Большинство же спиртзаводов вообще оснащены механическими счетчиками. Если выход в интернет, например, для московского "Кристалла", скорее всего, не будет представлять трудностей, то для большинства региональных заводов это будет весьма проблематично – ни выделенных линий, ни программистов, которые будут налаживать эту систему у них нет. Более того, по неофициальной информации, первичные тесты ЕГАИС на ряде заводов показали, что система пока не доработана и не может считывать информацию.
   В результате рынок снова заговорил о кризисе, в результате которого могут остановиться все предприятия. Основными пострадавшими от подобных простоев окажутся мелкие и средние предприятия алкогольной отрасли.