28.02.2006 Санкт-Петербург: предприниматель обувает эстетов и артистов Сергей Федоров зарабатывает на жизнь тем же, чем и его отец, дед и прадед, - изготавливает на заказ авторскую обувь, конкурируя с европейскими марками. Обувной мастер в месяц изготавливает две-три пары обуви на заказ. Основные его заказчики - петербуржцы с нестандартным размером, а также эстеты, которые, по словам самого мастера, хотят "быть выше моды". Сейчас в клиентской базе сапожника в четвертом поколении чуть более 30 клиентов. "Годовой объем российского рынка обуви исчисляется примерно в $5 млрд. Через пару лет эта цифра грозится вырасти вдвое, - считает Сергей Федоров, - при этом 80% нашего рынка обуви - это западная продукция. Среди потребителей всегда находится небольшая доля тех, кому хочется индивидуальных моделей, не таких растиражированных, как у известных дизайнеров". Часто мастеру приходится работать с необычными для обуви материалами: кожей кенгуру, страуса, ската. Оборот потомственного сапожника в среднем варьируется в месяц от $1 тыс. до $2 тыс. Индивидуальным пошивом авторской обуви на заказ занимаются в Петербурге также театральные обувные мастерские, которых насчитывается около семи-восьми, несколько бутиков, торгующих обувью ручной работы, например Shoes&Shirts hand-made, Bosoff и др. "Обувь ручной работы и авторская обувь на заказ востребованы всегда, - считает генеральный директор ООО "Фламинго-М" (сеть обувных магазинов "Мегашуз") Дмитрий Винокоров, - это очень узкий сегмент рынка, но он существует. Для частных предпринимателей и семейного бизнеса это лакомый кусок". До сапожного бизнеса Сергей Федоров торговал книгами, в начале 90-х гг. ему принадлежали семь лотков. Потом он перешел работать в театральные обувные мастерские при Мариинском театре и Мюзик-Холле, где вспомнил основы мастерства, которому его учили в детстве. К собственному делу он пришел в 1998 г. Среди его клиентов были Дмитрий Хворостовский и Роман Трахтенберг. Процесс производства обуви начинается с выбора модели и разработки дизайна, после чего Сергей Федоров снимает мерки и изготавливает индивидуальную колодку из пластмассы. Самый ответственный этап - производство полупары обуви, то есть одной модели. "Изготовить две абсолютно одинаковые модели обуви в зеркальном отражении человеку сложно, - делится Сергей Федотов, - поэтому я делают только одну модель, а вторую изготавливаю при помощи станка с компьютерным считыванием на обувной фабрике "Пролетарская Победа", с которой у меня партнерские отношения". Кроме этой фабрики, у сапожника еще около 10 партнеров: швейных организаций, обувных мастерских, которые помогают в изготовлении комплектующих для авторской обуви. |