21.02.2006  Российский музыкальный рынок захлестнула волна нелегальной продукции

   Информационное агентство InterMedia завершило подведение предварительных итогов исследования музыкального рынка 2005 г. Результаты исследования сенсационны - общий объем продаж компакт-дисков и кассет в легальном секторе по сравнению с 2004 годом сократился примерно на 18% и составил около 97 млн копий, а стоимость легального рынка сократилась с $ 487 млн до 383 млн. Это первое падение объемов продаж после дефолта 1998 г. - все предыдущие годы (начиная с 1999) отмечался пусть и медленный, но неуклонный рост рынка. Таким образом, ситуация 2005 г. выглядит катастрофой для российского музыкального бизнеса.
   Характерно, что 97 млн реализованных копий CD и MC были обеспечены обширным и разнообразным каталогом. Если в 2004 г. на рынок было предложено более 7000 наименований новых релизов, то в 2005-м их количество превысило 8500 (к этому следует прибавить бэк-каталог, насчитывающий несколько тысяч наименований). Анализ продаж по репертуару дал следующую картину: доля записей артистов из России и ближнего зарубежья составила 77,6%, международных релизов - 20%, классики - 2,4%. Отмечен рост спроса на татарские, украинские и башкирские записи, а также записи артистов других народов и этнических групп. Расширение ассортиментного ряда на фоне снижения продаж привело к удельному росту средних накладных расходов на проект и, как следствие, падению коммерческой привлекательности музыкального бизнеса в целом.
   Среди других тенденций экспертами InterMedia отмечен значительный рост продаж компакт дисков - с 58 млн в 2004 году до 68 млн в 2005 (включая легально произведенные MP-3-сборники) на фоне значительного падения продаж компакт-кассет (70% продаж составили CD, 28% - MC, 2% - LP, SACD, MD и др.). Основной прирост объема реализации компакт-дисков в 2005 году приходился на низкую ценовую категорию (budget), которую обеспечивали регионы России. Отмечен также рост продаж музыкальных DVD с 200 до 280 тысяч копий.
   По мнению экспертов агентства InterMedia, кризис легального музыкального рынка обусловлен целым рядом причин: проблемами репертуара, технологии, структурными преобразованиями на рынке и рядом трагических событий. 2005 год, в отличие от 2004, был гораздо беднее на музыкальные события как в мире, так и в России. Мировые звезды поп- и рок-сцены не предложили ни в количественном, ни в качественном отношении новых проектов, которые стали бы локомотивами продаж.
   Аналогичная ситуация наблюдалась и с российским репертуаром. После «Фабрик звезд» и «Народных артистов», имевших широкомасштабную телевизионную и рекламную поддержку, в 2005 г. наступило относительное затишье. Еще одной особенностью 2005 года стал синергетический эффект технологического прогресса и правового вакуума. Резкий рост объемов продаж цифровой техники, особенно MP3-плейеров (рост продаж более чем на 100%), плюс нерегулируемое предложение бесплатной музыки в Интернете подорвали интерес к покупкам дисков в магазинах. Снижение доли международного репертуара на 2% может быть объяснено организационными моментами, связанными с объединением двух крупнейших музыкальных корпораций SONY и BMG. Убийство генерального директора компании «Мистерия звука» Айрата Шарипова, смерть Юрия Айзеншписа и ряд других событий 2005 года нанесли удар по сложившимся схемам ведения бизнеса.
   При этом важно заметить, что в целом музыку не стали слушать меньше, речь идёт о серьёзных изменениях структуры спроса. Достаточно показательно в этом отношении выглядит состояние рынка цифровых носителей: цены на CD-R, CD-RW, DVD-R снижаются, а объемы продаж имеют положительную динамику. Розничная стоимость CD-R сравнялась с ценой чистой аудиокассеты, что фактически «вышибло» последнюю с рынка. Активно развивалось в 2005 году использование музыкального контента в мобильной связи: продажа рингтонов и реалтонов стала приносить первые ощутимые доходы правообладателям. В 2005 году ряд отечественных компаний попробовал себя в качестве продавцов музыки в цифровом виде, вышел на российский рынок и один из зарубежных лидеров этого перспективного направления The Orchard. При этом развитие цифровых продаж парализовано отсутствием правовой базы – интеллектуальному воровству практически ничего не мешает, а соответствующие законодательные акты начнут действовать в России только с сентября 2006 года.