20.02.2006 Как лучше продать бизнес Как лучше распорядиться малым бизнесом, если собственник более не имеет возможности контролировать бизнес-процессы? С точки зрения бизнес-брокеров, занимающихся этими проблемами, такая ситуация лишь одна из многих, когда собственник бизнеса должен принять решение, что дальше делать с бизнесом. И если рассматривать вариант продажи бизнеса, то сразу появляются два других вопроса: как оценить его стоимость и как успешно продать? Вот несколько практичных советов. Нужно определиться с ценой бизнеса. Не пытайтесь вспоминать, каких трудов и финансовых затрат стоило вам поднять этот бизнес. Не выводите цену, суммируя все это. Такой подход мало интересует потенциального покупателя. Для бизнесмена определяющим будет доходный метод оценки, то есть прогноз, когда окупятся инвестиции и бизнес начнет приносить прибыль. Для малого бизнеса срок окупаемости должен составлять не более двух лет. Бизнес - товар очень специфический, и здесь не обойтись без изучения рынка, на котором он функционирует, без анализа всех активов бизнеса (бизнес-процессы, недвижимость, персонал, оборудование, лицензии, сертификаты, договоры и так далее). Все это нужно сделать быстро, строго конфиденциально и начать поиск нужного покупателя, не оставляя при этом без внимания сам бизнес, иначе его показатели, а следовательно и привлекательность будут быстро падать. Особенное значение имеет конфиденциальность, ведь как только персонал узнает, что бизнес продается, то сразу начнет искать себе другое место, даже не задумываясь над тем, что при новом собственнике, возможно, будет не хуже. К сожалению, еще немногие знают, что на российском рынке консалтинговых услуг появились компании, специализирующиеся на сделках по купле-продаже действующего бизнеса. |