20.02.2006  В России процветают краденые брэнды

   Чтобы выйти на отечественный рынок, иностранным компаниям приходится отстаивать право на использование собственных товарных знаков.
   3 марта Палата по патентным спорам Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) рассмотрит возражение, поданное швейцарской компанией Interbrand Zintzmeyer & Lux (один из самых дорогих брендов в сфере бренд-коммуникаций) против регистрации товарного знака Interbrand, принадлежащего ЗАО «Интербрэнд Русконсалтинг». Юристы швейцарской Interbrand предлагают рассматривать этот спор в общем контексте претензий, которые крупные иностранные компании предъявляют к российским обладателям аналогичных торговых марок – сквотерам.
   Ситуация, когда иностранная фирма, решив прийти на российский рынок, обнаруживает, что здесь уже работает российский предприниматель, зарегистрировавший товарный знак фирмы на себя, достаточно распространена. В начале 90-х некоторые фирмы сотнями регистрировали на себя товарные знаки, совпадающие с брендами крупных западных фирм.
   Самыми известными сквотерами можно назвать компанию «Зуйков и партнеры» (в разное время г-ну Зуйкову принадлежали товарные знаки Akai и Starbucks) и ОАО «Моспатент» (оно оказалось первым в России владельцем товарных знаков Forbes, Samsung, Audi, Bridgestone, Hochland, Kirin и многих других). Недобросовестные российские предприниматели внимательно изучают российский рынок и в случае присутствия товара на рынке и отсутствия регистрации товарного знака регистрируют эти товарные знаки на себя.
   Сейчас в активной стадии находится спор между шведской компанией Hennes & Mauritz и российской H&M International – обе они торгуют одеждой под маркой H&M. Как сообщили в Роспатенте, последнее громкое решение Палаты по патентным спорам (ППС) было связано с отменой регистрации товарного знака Starbucks на российское ООО «Старбакс». Возражение было подано американской «Старбакс Корпорейшн», крупнейшей в мире кофейной компанией. В итоге «Старбакс Корпорейшн» удалось отстоять свой бренд: в ноябре руководство Роспатента утвердило решение ППС о признании недействительной регистрации всемирно известного торгового знака за российской фирмой.
   Ситуация с охраной интеллектуальной собственности остается одним из главных поводов для претензий мировой общественности и бизнеса к России. На этой неделе Международное агентство по интеллектуальной собственности назвало Россию самой злостной нарушительницей прав интеллектуальной собственности и пригрозило санкциями. А в пятницу глава Минэкономразвития Герман Греф в очередной раз заявил, что проблемы в этой сфере препятствуют вступлению России в ВТО.
   Юристы называют целый ряд пробелов в законодательстве, препятствующих отстаиванию иностранцами своих прав на торговые знаки в нашей стране. Например, закона о фирменных наименованиях в России до сих пор нет, и столкновения между схожими или одинаковыми фирменными наименованиями сегодня никак не решаются. Производными от отсутствия этого закона являются конфликты между фирменными наименованиями и товарными знаками, которые на практике судами не решаются.
   Впрочем, недавно в закон Российской Федерации «О товарных знаках…» веден ряд статей, пресекающих недобросовестную конкуренцию. В уточненном законе есть пункт, согласно которому предоставление правовой охраны товарному знаку может быть признано недействительным Палатой по патентным спорам, если доказан факт того, что регистрация произведена с целью недобросовестной конкуренции и наживы, и если этот факт подтвержден, например, антимонопольным ведомством.
   Или, например, по действующему закону агент зарубежной компании, зарегистрировавший на себя ее товарный знак, может его потерять в случае обращения компании в Палату, поскольку теперь его можно оспорить.
   В то же время юристы отмечают недоработки в системе правовой охраны и защиты товарных знаков, в частности – неполноту баз данных Роспатента, осложняющую проведение экспертизы заявок на регистрацию товарных знаков. А как раз это открывает возможности для захвата брендов, схожих до степени смешения с преуспевающими западными.