17.02.2006  В развитии транспортной инфраструктуры не обойтись без частного инвестора

   В деле развития механизмов государственно-частного партнерства перед Минтрансом стоят две первоочередные задачи – подготовка законодательной базы и формирование инвестиционных проектов. Об этом заявил замминистра транспорта РФ Александр Мишарин в ходе круглого стола «Партнерство государства и бизнеса в развитии транспортных коридоров в РФ», состоявшегося в Совете Федерации РФ.
   Говоря о развитии государственно-частного партнерства в сфере транспорта, заместитель министра транспорта РФ сообщил, что данное направление для министерства является новым: подготовка реализация каждого проекта – «маленький шаг вперед».
   Замминистра отметил, что последние 5 лет произошли серьезные преобразования в формировании государственной экономической политики. Результатом стало появление ряда важных стратегических документов, определяющих, в том числе, стратегию развития транспорта до 2010.
   По мнению А. Мишарина, в сложившихся экономических условиях транспортный комплекс России работает устойчиво - удовлетворяет в целом потребности населения и экономики в транспортных услугах. Необходимый объем финансирования только на капитальные вложения составлял порядка 650 млрд. рублей на 2005 г, что равно примерно 4% от ВВП. Согласно финансовому плану стратегии развития транспорта, объемы участия федерального бюджета должны быть не многим более 1%, что соответствует мировой практике.
   «Одной из приоритетных задач становится привлечение частных инвестиций», - заявил замминистра, отметив, что сейчас формируются новые инструменты развития транспортной инфраструктуры. Особое место отводится разработке механизма ГЧП в реализации высокоэффективных проектов, имеющих национальное значение. А. Мишарин выделил две основные задачи в этом плане - создание механизмов и законодательной базы и формирование проектов.
   Что касается механизмов взаимодействия с инвестором, то, по словам замминистра, будут предложены: соразмерное финансирование особо значимых проектов транспортной инфраструктуры, прямое финансирование или выдача гарантий, выпуск под государственную гарантию целевых облигаций или займов, а также предоставление права аренды земельных участков, прилежащих к объектам транспортной инфраструктуры. Кроме того, предусматривается, снижение рисков частного инвестора путем гарантирования обслуживания долга на период строительства объекта, субсидирование процентной ставки.
   В продолжение темы А. Мишарин отметил, что особо социально-значимые и длительно-окупаемые проекты будут компенсироваться инвестору после возведения 100% объемов объекта. Также предусматривается вложение ресурсов пенсионно-накопительной системы в транспортную инфраструктуру, софинансирование грузоотправителями и пользователями транспортных услуг транспортной инфраструктуры, а также внебюджетные гарантии – право на увеличение тарифов или продление сроков соглашения в случае отсутствия достаточных финансовых потоков.
   В отношении второй задачи, затрагивающей процесс создания самих проектов, то, по словам замминистра, Минтранс сформировал перечень так называемых высокоэффективных инвестиционных проектов. Сейчас их насчитывается более полусотни, и они находятся в разной стадии готовности. В качестве примера первоочередных проетков, вошедших в перечень, он назвал строительство западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге - высокоскоростной дороги Санкт-Петербург - Москва с продолжением до Хельсинки, а также Центральной кольцевой автомобильной дороги и других. Также речь идет о создании крупных транспортных логистических узлов и аэропортов-хабов.
   По словам А. Мишарина, для внедрения механизмов ГЧП требуется изменение законодательства и других нормативных актов. «Наряду с принятым законом о концессиях, необходимо принять федеральный закон о платных дорогах», - пояснил он. Кроме того, важным аспектом является совершенствование методической базы инвестиционного фонда.
   Говоря о планировании, позволяющем частному партнеру формировать график своих вложений, замминистра сообщил, что переход правительства РФ на трехлетний цикл планирования благоприятно скажется на продвижении инвестиционных проектов.
   А. Мишарин выразил мнение, что для частного инвестора важным остается вопрос о земле. По его словам, согласно закону о концессиях Минтранс должен заключить с будущим концессионером договор в течение 60 дней после объявления результатов конкурса. В этом договоре концессионеру должна быть представлена земля. В первую очередь это относится к протяженным транспортным объектам.
   Однако анализ международного опыта, по словам замминистра, показывает, что на выкуп земли требуется 4-5 лет. «С одной стороны, мы приняли закон о концессиях, а с другой стороны - только этим одним пунктом можно заблокировать начало всех проектов», - сказал он, подчеркнув, что в процессе разработки типовых соглашений нужно найти пути решения «земельного вопроса», в том числе путем внесения изменений в закон.
   «Я уже не говорю о порядке изъятия земли для средств транспорта – это касается напрямую и портов, и автодорог, ЖД и развития аэродромов, продолжил А. Мишарин. Он отметил, что практически все земли вокруг аэродромов скуплены. Для развития транспортной инфраструктуры должен быть определен порядок изъятия земли. По его мнению, эта процедура должны быть ужесточена и упрощена.
   Замминистра сообщил, что существует необходимость разработки адекватной методики социально-экономической оценки эффективности инвестиционных проектов. В связи с этим при Минтрансе создан экспертный совет по ГЧП, занимающийся подготовкой экспертных заключений по проектам. «Мы сможем обеспечить достойную гласность этих проектов», - заверил А. Мишарин, напомнив, что окончательный выбор проектов – за МЭРТ.
   Для реализации крупных проектов с участием иностранных инвесторов потребуется активное участие национальных банков – Сбербанка, Внешторгбанка, Внеэкономбанка, отметил замминистра. В дальнейшем в реализации проектов примут участие коммерческие зарубежные банки. «Для этого к разработке обоснований инвестиций мы привлекаем международных финансовых консультантов, - подытожил он. – Это одно из обязательных условий для победителя тендеров».
   В заключение А. Мишарин отметил, что в ближайшее время ожидается старт нескольких проектов.