17.02.2006 Рынок кофеен сократится до двух участников Более 95% всех сетевых кофеен, появившихся в Москве в 2005 году, были открыты всего двумя компаниями— сетями «Кофе хауз» и «Шоколадница». Эксперты прогнозируют, что через два-три года эти компании останутся единственными сетевыми операторами на столичном рынке. Никто из существующих сетей приблизиться к лидерам по числу точек уже не сможет. Им аналитики предрекают либо скорое перепрофилирование, либо продажу. Для обеих компаний 2005 год был рекордным по темпам роста: «Кофе хауз» открыл 33 новых точки (рост составил около 60%), «Шоколадница» — 20 (рост 100%). Ни по темпам роста, ни по количеству заведений обе компании совершенно не вписываются в общую картину рынка, переживающего стагнацию. По оценкам аналитика ИК «Финам» Владислава Кочеткова, за 2003–2005 годы в Москве закрылось не менее 60% одиночных кофеен, появившихся на волне «кофейного» бума начала 2000-х. Небольших сетей, управляющих 3–10 кофейнями (Coffee Bean, «Кофе Тун», Montana Coffee, «Кофемания» и других), эта тенденция не коснулась. Однако и у этих операторов дела обстоят не блестяще: у многих из них количество объектов остается неизменным уже несколько лет. Основным препятствием для роста небольшие операторы называют высокую цену недвижимости. «Несколько лет назад казалось, что открывать кофейни — это очень выгодный бизнес. Но из-за постоянно растущих ставок аренды он становится все менее интересным. В Москве на арендные платежи может приходиться до 50% оборота кофейни, тогда как в других странах— 12–15%»,— говорит президент компании Montana Сoffee Александр Малчик. «Какие-то площадки в центре крупные сети берут исключительно под имиджевые проекты: при существующих ставках такие кофейни прибыльными не станут. Но „Кофе хауз” и „Шоколадница” могут себе это позволить, имея прибыльные точки в других районах и большие ресурсы, а мелкие операторы — нет»,— отмечает владелец сети Coffee Bean Джерри Рудитсер. По словам управляющего директора «Шоколадницы» Владислава Лавицкого, ставки аренды для кофеен составляют от $600 за квадратный метр в год (в торгцентре) до $1,7 тыс. за квадратный метр на центральных улицах. Большого оптимизма относительно будущего мелких сетей сами участники рынка не питают. «Большого количества сетевых кофеен быть не может,— уверен Малчик из Montana Сoffee.— В США выживают либо только локальные семейные кофейни, либо большие сети. Те, у кого два-три заведения, не задерживаются на рынке. В Москве пока нет других компаний, которые могли бы инвестировать в этот бизнес такие инвестиции, чтобы можно было конкурировать с „Кофе хаузом” и „Шоколадницей”. Разве что Starbucks в перспективе». Владельцы небольших сетей диверсифицируют бизнес. По словам Малчика, более 50% оборота его компании приходится на продажу кофе; Джерри Рудитсер сообщил, что развивает сеть фаст-фудов в торговых комплексах «Мега» в регионах. Эксперты прогнозируют, что число операторов будет сокращаться и через несколько лет на рынке останутся только две компании. «Останутся только самые большие и активные игроки,— считает Владислав Кочетков из „Финама”.— Небольшим сетям оставаться в этой компании нет смысла. Им нужно либо становиться нишевыми (например, уйти в более высокий по цене и качеству сегмент) либо изменить профиль. Так они не будут конкурировать с кофейными лидерами, которым априори по ценам и известности марки проиграют. Либо нужно продавать свой бизнес и вкладываться в более перспективные направления. Например, в недвижимость». С ним соглашается начальник отдела готовых исследований компании Step by step Ольга Бросалова: «Интерес к рынку все равно сохраняется: к нам желающие открыть свой кофейный бизнес обращаются постоянно, и их больше, чем желающих открыть элитный ресторан. Тем не менее рынок активно концентрируется. Появления нового сильного оператора вряд ли стоит ждать. В 2004 году питерская „Идеальная чашка” собиралась открыть пять кофеен в центре Москвы. Чем закончилась попытка известно: точки открылись в торгцентрах за МКАД. Отсутствие свободных площадок и дороговизна имеющихся — главная проблема для сетей. Решить ее могут только большие московские сети с брэндом, связями и финансовыми ресурсами». |