13.02.2006 Москва: игорный бизнес – не запретить, но жестко упорядочить В России назрела острая необходимость ужесточения госрегулирования деятельности игорного бизнеса. Число игровых автоматов и игорных залов постоянно растет, вытесняя социально значимые объекты. Однако у субъектов РФ недостаточно полномочий, чтобы самостоятельно решить этот вопрос. В связи с этим необходимо принятие федерального закона, регулирующего деятельности игорных заведений. Об этом шла речь в понедельник, 13 февраля, в ходе заседания бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы, где прошло обсуждение вопроса «О результатах обследования Контрольно-счетной палатой Москвы порядка и условий налогообложения в сфере игорного бизнеса в городе Москве, с учетом опыта России и зарубежных стран, в период 2003 год – I полугодие 2005 года». С докладом по данному вопросу выступила аудитор Контрольно-счетной палаты Москвы Светлана Чистякова. Она отметила, что целью данного обследования было изучение опыта регионов России и зарубежных стран в сфере регулирования игорного бизнеса, а также оценка полноты поступления налога на игорный бизнес в бюджет г. Москвы. Как сообщила С.Чистякова, во многих развитых странах государственное регулирование игорного бизнеса весьма значительно, например, в Прибалтийских странах оно довольно жесткое. Организация проведения азартных игр в большинстве развитых зарубежных стран регламентируется государственным законом об азартных играх, в котором раскрывается сущность данной отрасли, указываются разрешенные виды азартных игр, требования к их организаторам, помещению, оборудованию, прописывается регламент их проведения, определяется орган лицензирования, надзора и контроля, порядок налогообложения. По словам С.Чистяковой, в части размещения игорных заведений повсеместно установлены существенные ограничения. Разрешительный механизм регулирования игорного бизнеса – лицензирование: лицензии выдаются адресно на открытие конкретного игорного заведения в конкретном месте. Контроль за деятельностью игорных заведений осуществляют федеральные и местные органы власти. Порядок налогообложения игорного бизнеса законодательно устанавливается государством. В большинстве стран Западной Европы и США налогообложение формируется с доходов игорных заведений, налоговые ставки как правило весьма высоки. Самые высокие ставки – в Германии (80%). Как отметила С.Чистякова, в России до настоящего времени не принят закон, регулирующий организацию проведения азартных игр в стране. Один из основных механизмов госрегулирования игорного бизнеса в России – лицензирование. В период с 2002 года по сентябрь 2004 года лицензированием игорного бизнеса в России занимался Государственный комитет РФ по физической культуре и спорту. Лицензии носили безадресный характер, у организаторов игорных заведений была возможность после получения лицензии открытия неограниченного количества игорных заведений на всей территории России. На 1 декабря 2004 года Госкомспортом было выдано 6,5 тыс лицензий игорным заведениям, функционирующим на территории Москвы. В связи с изменением в 2004 году структуры федеральных органов исполнительной власти лицензирование деятельности игорного бизнеса с сентября 2004 года по 1 января 2005 года осуществляло Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму, которое через 8 месяцев было преобразовано в Федеральное агентство по физической культуре и спорту, в функции которого лицензирование игорного бизнеса не было включено. Таким образом, в течение 8 месяцев в РФ отсутствовал орган, который должен был осуществлять это лицензирование, отметила С.Чистякова. Затем эта функция была передана Федеральной налоговой службе РФ. По словам С.Чистяковой, органы государственной власти субъектов РФ пытались самостоятельно регулировать сферу игорного бизнеса: принимались законы о размещении игорных заведений, повышались налоговые ставки и проч. Так, 23 ноября 2005 года Мосгордумой был принят закон о размещении объектов игорного бизнеса на территории столицы, которым устанавливаются довольно жесткие рамки в части размещения залов игровых автоматов. В течение 2004-2005 гг. депутатами Госдумы РФ были вынесены на рассмотрение три законопроекта о регулировании вопросов игорного бизнеса, ни один из них до сих пор не принят. Как сообщила С.Чистякова, помимо лицензирования, важным механизмом государственного регулирования деятельности игорного бизнеса в РФ является налогообложение. В период 2003 - I полугодие 2005 гг. налоговое законодательство РФ в части налога на игорный бизнес претерпело значительные изменения. Порядок и условия налогообложения регламентировались до 1 января 2004 года федеральным законом о налоге на игорный бизнес, с 1 января 2004 года главой 29 «Налог на игорный бизнес» НК РФ была внедрена новая система регулирования. На сегодняшний день Госдумой уже рассмотрен в первом чтении проект федерального закона о внесении изменений в НК, которые предусматривают увеличение ставки налога на игорный бизнес в отношении игровых автоматов в два раза. «КСП считает, что это своевременно», - подчеркнула С.Чистякова. Субъекты РФ вправе законодательно устанавливать ставки налога на игорный бизнес, верхняя планка которого определена федеральным законодательством. В Москве с 1 января 2006 года установлены максимальные налоговые ставки, предусмотренные НК РФ на следующие объекты игорного бизнеса: на игровой стол (125 тыс. рублей), игровой автомат (7,5 тыс. рублей), кассу катализатора или букмекерской конторы (125 тыс. рублей в месяц). По данным Управления ФНС по г. Москве, в период 2003 – I полугоде 2005 гг. общее количество объектов налогообложения в столице увеличилось в 2,7 раза и составило 66 тыс., увеличение произошло в основном за счет роста числа игровых автоматов. Налоговые поступления от игорного бизнеса в 2004 году составили 2 млрд 730 млн рублей, в 2005 году утверждены поступления на сумму в 3 млрд 800 млн рублей, фактически собрано 4 млрд 90 млн. В общем объеме поступлений преобладает налог с игровых автоматов. С.Чистякова сообщила, что по итогам проведенного обследования КСП по г. Москве в Мосгордуму и правительство Москвы были направлены предложения по совершенствованию законодательства в части регулирования деятельности игорного бизнеса. «Правительство Москвы уже отреагировало на эти предложения, в частности, была проведена инвентаризация игорных заведений в столице», - отметила она. В ходе обсуждения представленной информации депутатами МГД был поднят ряд важных вопросов регулирования деятельности игорного бизнеса в РФ и Москве. В частности, была высказана уверенность, что резервы для увеличения максимальной ставки налога на игорный бизнес, установленной федеральным законодательством, есть. С этим мнением согласилась и С.Чистякова, отметившая возможность увеличения этого налога как минимум вдвое. Также члены комиссии подняли вопрос, какой выбор следует сделать РФ в сфере госрегулирования игорного бизнеса: ужесточить требования к нему или же вовсе запретить. Участники заседания считают, что в случае запрета игорный бизнес уйдет в криминальную сферу, в связи с этим необходимо только ужесточить госрегулирование его деятельности. |