06.02.2006 Москва: челноки - убийцы отечественной легкой промышленности Челноки в Москве выводятся, это факт. Еще три года назад, к примеру, вещевой рынок у станции метро «Тимирязевская» булькал и клокотал. А потом протянули легкое метро, то да се – и нет рынка. Уцелели крохи. А тут еще федеральное правительство урезало права челноков. С этого года беспошлинно можно ввозить в страну лишь раз в месяц 35 килограммов. А раньше – хоть каждую неделю по 50 кило на 65 тысяч рублей. Попытки «прищучить» мелких торговцев с помощью таможенных пошлин ведутся давно. И тому есть две официальные причины. Первая – бюджет ежегодно недополучает от них сотни миллионов рублей. И второе – они «убийцы» нашей легкой промышленности. Возят дешевый импортный ширпотреб, а наш производитель (14 тысяч российских швейников и обувщиков, примерно 650 тысяч работяг) тихо «загибается». Последний раз желание завинтить гайки челнокам появилось у Минэкономразвития два года назад, когда по новому Таможенному кодексу им запретили ввозить без пошлин товар на 65 тыс. рублей. Уже тогда это выглядело странно, поскольку челнок (во всяком случае, в столице) погоды нынче не делает. Их успешно вытесняют торговые центры и сетевые фирменные магазины. Именно на их долю приходится львиная доля импортной одежды и обуви. Да и сам челнок уже не тот, что раньше. «Этот малый бизнес сам укрупняется, объединяется. И государству вмешиваться, форсировать этот процесс не нужно», – считает заместитель председателя профсоюза предпринимателей «Лига свободы» Андрей Насонов. Тем более что у челноков есть преимущество. В силу своей оперативности, маневренности они могут удовлетворить любого покупателя – молодого, пожилого, худого и толстого. Тогда как крупные сетевые магазины вообще не хотят работать с нестандартным клиентом. Им нужен масспошив. Так что мелкий предприниматель и здесь найдет нишу, пусть не такую большую, как раньше. Как считает директор Института международных экономических и политических исследований РАН Руслан Гринберг, безопасность, качество продукции – это хорошо, но нельзя забывать о ценах. Челнок – единственный, кто работает для тех слоев населения, которые не выиграли от реформ, а, напротив, – стали их жертвой. И таких, особенно в регионах, большинство. Есть термин «самозанятость». 4 млн человек в стране занялись торговлей, чтобы выжить. Накормили свои семьи, дают возможность одеться-обуться населению, чей основной доход мал. И если государство хочет изменить эту практику, нужно подумать о рабочих местах для людей, о программе подъема своей легкой промышленности. Но с «подъемом» сложно. Наша легкая промышленность ведет нелегкую борьбу за выживание. Проверок и налогов – миллион, а помощь – только на бумаге. Развалено все. Износ оборудования составляет 40%. Везти новое из-за границы дорого: налоги, растаможка. Меж тем, чтобы сшить на отечественной фабрике платье или костюм, закупать на стороне приходится все – от тканей до пуговиц. Естественно, готовая вещь после этого стоит дорого и не может конкурировать с импортной. «Поднимать таможенные пошлины, значит, нагнетать социальную напряженность. Это явно непродуктивная мера, – считает А.Насонов. – Ведь понятно, что торговать не перестанут, просто размер взяток на таможне увеличится. А крайним все равно останется потребитель». |