02.02.2006  Печатные СМИ считают, что поисковые сайты должны делиться с ними доходами

   Издатели нескольких европейских газет угрожают судебными исками сайтам, специализирующимся на поиске в Интернете. Международная ассоциация газет, представляющая интересы нескольких десятков средств массовой информации, считает, что поисковики построили заметную часть своего бизнеса на перепечатке чужих материалов, а значит, должны поделиться доходами с их авторами.
   Эта ассоциация заявила о своем недовольстве сервисами Google News и Yahoo News. Эти службы собирают материалы, опубликованные на сайтах газет, журналов и новостных агентств, а затем показывают их пользователям Интернета по заданным запросам. Как правило, поисковики выдают не только заголовки, но и краткое содержание материалов, а также прилагающиеся к ним фотографии.
   По мнению представителей заинтересованных СМИ, таким образом сайты удовлетворяют интерес читателей к их материалам и отбивают желание покупать газеты и журналы, а также подписываться на платные ленты новостей, что в итоге наносит ущерб авторам.
   СМИ требуют от владельцев поисковиков заключить с ними коммерческие соглашения, в рамках которых интернет-ресурсы должны будут делиться прибылью.
   Сервисы, аналогичные тем, которыми так недовольны европейские СМИ, существуют и в российском Интернете – в частности, их предоставляют «Яндекс», «Рамблер» и Mail.ru. Однако, по словам представителей российских ресурсов, у нас возникшая в Европе ситуация невозможна, поскольку все подобные проекты используют в качестве источников только те СМИ, с которыми у них есть соответствующие договоренности. Более того, как правило, наши СМИ оценивают участие в таких проектах как бесплатную и нужную рекламу.
   «На мой взгляд, претензии СМИ звучат странно. Во-первых, насколько мне известна ситуация, подобные сервисы-агрегаторы, наоборот, приносят сайтам СМИ большой приток посетителей, во-вторых, в авторском праве (по крайней мере, в российском точно) существует такое понятие, как цитирование, которое не попадает под действие закона и может быть осуществлено без согласия автора», - полагает Анна Артамонова, вице-президент и директор по маркетингу и PR холдинга Mail.ru.
   «Google - это поисковик, который находит опубликованную информацию. СМИ надо определиться: либо они не хотят, чтобы их материалы читали, либо они публикуют их для того, чтобы их читали, и в этом случае они согласны с тем, что материалы читают», - считает Алексей Беляев, пресс-секретарь ООО «Рамблер Интернет Холдинг», входящий в группу компаний «Рамблер Медиа».