01.02.2006 РЖД привлечет частных предпринимателей к развитию пристанционного бизнеса В российских регионах началась реорганизация пригородного пассажирского сообщения. В областях создаются совместные компании, собственниками которых, с одной стороны, выступают железные дороги, а с другой, - администрации субъектов федерации. Как объяснили в компании "Российские железные дороги", тарифы и льготы на проезд на пригородном сообщении в стране устанавливают регионы, а все издержки от их решений до недавних пор приходилось нести на себе железной дороге в одиночку. Результат получался не лучшим. Если судить по количеству проданных билетов, то некоторые электрички надо было пускать не чаще одного раза в день, потому что на них почти никто не ездит. Однако выяснялось, что большая часть пассажиров - заслуженные льготники, а вторая - ездит "зайцами". Несколько лет назад была принята программа реформирования железных дорог. А в 1998 году на Западно-Сибирской дороге был запущен пилотный проект - создана первая в России совместная компания РЖД и региональной администрации. Она покрывает убыточность пригородных пассажирских перевозок дополнительной коммерческой деятельностью - развитием торговли, рекламы, туристического бизнеса. В результате ее прибыль в 2005 году составила около 1 миллиона рублей. Выходит, при умелом подходе пригородные электрички вовсе не убыточны. Этот опыт оказался настолько удачным, что его решено было распространить на все российские регионы. С этого года он будет активно внедряться во многих местах. Часть расходов в будущем ляжет на местный бюджет, а главное - пассажирские перевозки будут отделены от грузовых. И железнодорожники смогут, наконец, уйти от пресловутого перекрестного субсидирования, когда убытки от пассажирских электричек приходится покрывать из прибыли грузовых перевозок. Регионы, став собственниками совместных компаний, теперь заинтересованы в рентабельности ее работы. И вряд ли допустят, чтобы электрички возили "зайцев" или "воздух". Кроме того, чтобы снизить нагрузку на бюджеты, они смогут привлекать частных предпринимателей для развития пристанционного бизнеса. В результате, уверены в РЖД, удастся навести порядок и с оплатой проезда, и с помощью льготникам. Например, будут разработаны удобные для людей расписание и схемы проезд: где-то пустят "короткие", где-то, наоборот, "длинные" электрички, а где-то их снимут и организуют автобусное сообщение. |