31.01.2006  Москва: на заседании правительства решалась судьба столичных ГУПов

   Сегодня в ходе еженедельного заседания столичного правительства обсуждались задачи повышения эффективности управления государственными и казенными предприятиями города на ближайшие два года и основные принципы реформирования ГУПов, не вошедших в среднесрочную программу приватизации. Главное, в чем сошлись участники заседания, - ГУПы изначально были предназначены для осуществления перехода к рыночной экономике, и свою роль они выполнили.
   Выступая с основным докладом, глава Департамента имущества Москвы Владимир Силкин сообщил: согласно данным Москомстата, государственные унитарные предприятия (ГУП) составляют лишь 0,8% от общего количества предприятий столицы, а обладают почти 20% основных средств. "Эта цифра весьма показательна" - считает В. Силкин. Стоимость городских ГУПов в общей сложности превысила 894 млрд рублей, в том числе основных средств - 768 млрд рублей. Объем произведенной ими в 2005 году промышленной продукции, по предварительным оценкам, составил 102 млрд рублей, розничный товарооборот - 40,7 млрд рублей. Он добавил также, что в 2005 году рост объема промышленной продукции, выпускаемой ГУПами, составил 10,8%, что примерно в два раза ниже, чем общий темп промышленного роста по городу.
   При этом множество таких предприятий не могут считаться значимыми для столичного мегаполиса: они не заняты какой-либо жизненно важной для Москвы деятельностью. Вместе с тем доходы, получаемые ими от сдачи своих помещений в аренду, остаются в их же ведении, что невыгодно и без того страдающему от нехватки нежилых помещений городу.
   За прошедший год, по словам главы департамента, в Москве было реорганизовано 234 ГУПа, ликвидировано 55, приватизировано 45. "Таким образом, количество ГУПов за прошедший год сократилось с 1148 до 814 на сегодняшний день, или на 29,1%", - констатировал он.
   По данным аналитиков, сообщил В. Силкин, эффективность вложенных в ГУПы средств по отношению к отчислениям части чистой прибыли в столичный бюджет за пользование госимуществом составляет всего лишь около 0,05%. К тому же деятельность ГУПов не облагается налогами, а ряд из них вообще убыточны для столицы. Играет свою роль и такой процесс: директора предприятий намеренно приводят их к банкротству во избежание обязательной приватизации, предусмотренной столичными властями в прошлом году. Для борьбы с этими проявлениями, по словам руководителя Департамента имущества, предлагается ограничить деятельность директоров по ряду вопросов.
   В.Силкин предложил ряд мер по повышению эффективности работы ГУПов. В частности, разделить их на подлежащие акционированию с сохранением 100% акций в собственности города или сохранением контрольного пакета у города, а также на предприятия, акции которых подлежат продаже. При этом, считает он, необходимо определить стратегические отрасли, над которыми город должен иметь контроль, в том числе через наличие контрольных пакетов в акционерных обществах (АО). Причем речь может идти и о восстановлении контроля через приобретение контрольных пакетов отдельных АО, подчеркнул руководитель департамента.
   По мнению докладчика, необходимо предусмотреть увеличение доходов бюджета в части платежей, поступающих от ГУПов. В.Силкин предложил установить норму в 25% для доминирующих предприятий и 40% - для предприятий коммерческой направленности. Он также считает целесообразным обязать некоторые ГУПы вкладывать часть чистой прибыли в реновацию своих площадей.
   Помимо этого, глава Департамента имущества считает необходимым в течение 2006 г. провести инвентаризацию недвижимости, находящейся в ведении государственных унитарных предприятий, на которую Москвой не зарегистрировано право собственности.
   Он предложил также в ближайшие годы преобразовать предприятия, частично дублирующие функции исполнительной власти или работающие в неконкурентной среде, в казенные предприятия или в государственные учреждения. Кроме того, по его мнению, целесообразно разделить в предприятиях функции заказчика, подрядчика и ресурсодержателя, а также выделить непрофильные активы ГУПов.
   С содокладом на заседании выступила руководитель Департамента экономической политики и развития Москвы Марина Оглоблина. Она в целом поддержала докладчика, однако внесла несколько дополнений. В частности, по ее мнению, перед установкой конкретных нормативов увеличения бюджетных доходов в 25% и 40% имеет смысл планировать размер прибыли по конкретному ГУПу, исходя из чего и устанавливать некие планки. «Возможно, с некоторых предприятий можно будет взять больше, а с других – меньше», - считает она. Кроме того, М.Оглоблина предложила более четко прописать роль отраслевых органов исполнительной власти в судьбе ГУПов, а также подробнее сформулировать признаки финансовой несостоятельности предприятия.
   Отвечая на вопросы членов правительства, В.Силкин рассказал, что многие из жизнеобеспечивающих московских ГУПов уже акционированы, и заметен неплохой результат. Это повлекло за собой, прежде всего, появление прозрачных схем финансирования, повышение эффективности управления и рост экономических показателей. Неким «тормозом» этих процессов В. Силкин назвал политику некоторых отраслевых структур - ряда столичных департаментов и префектур -которые выступают против процесса акционирования унитарных предприятий. Глава Департамента имущества также сообщил, что планируется условно разделить ГУПы на 2 группы: те, акции которых после акционирования в полном объеме будут принадлежать городу, и на те, акции которых будут выставляться на продажу.
   В ходе выступлений участники заседания отмечали, что постановление, безусловно, нужное и в целом верное. При этом было предложено прописать в документе основные цели: повышение эффективности работы предприятий и их экономических показателей, конкурентоспособности государственных организаций в сегментах российского рынка и превентивные меры для защиты московских интересов.
   Мэр Москвы Юрий Лужков назвал предложенный на рассмотрение документ «мощным и многоаспектным» и достаточно высоко оценил проделанную в Департаменте имущества работу. По словам Ю.Лужкова, 2006 год надо посвятить оформлению права собственности города на те объекты, которые составляют имущество ГУПов. "Это право собственности станет инструментом, обеспечивающим борьбу с рейдерами. После этого можно говорить о следующих шагах, в частности, о приватизации", - считает он.
   Мэр столицы признал, что зафиксировано много фактов, когда директора ГУПов приводят предприятия к намеренному банкротству. "Здесь нужно поставить радикальный заслон, а именно: заключить контракты с руководителями ГУПов, в которых предусмотреть их ответственность за подобные действия", - считает Ю.Лужков. Кроме того, отметил он, руководство ГУПов должно получать официальную санкцию города на любые крупные заимствования. По мнению Ю.Лужкова, в столице существуют неприбыльные или даже убыточные для города ГУПы - такие предприятия следует ликвидировать. Он также предложил: "ГУПы, не имеющие отношения к решению городских проблем, выделить в отдельную группу и обеспечить возможность их продажи на городских аукционах".
   Высказанные предложения мэр счел нужным внести в постановление и доработать его в течение 10 дней.