26.01.2006 Ростов: продать товар помогут мерчендайзеры Способов повышения рентабельности в торговле существует очень много. Среди них не очень честные, которые в той или иной мере, вольно или невольно используют все продуктовые супермаркеты и торговые центры Ростова, - это путаница с многочисленными ценниками, натыканными в хаотичном порядке вокруг однородной продукции разных производителей. Навести в них порядок ритейлоры пока не могут. Эта проблема существует во всех сетях, считает Сергей Рогузько, директор по стратегическому развитию ГК "Алекс-Ростов". Она вызвана несбалансированной товарной матрицей, меняющимися ценами, а также неподготовленностью линейного персонала, не успевающего вовремя выполнять свою работу. Локальные сети стремятся выложить больше товара на маленькой площади, а гипермаркеты, у которых нет пространственного дефицита, иногда специально создают потребительский ажиотаж, размещая более дорогой продукт над дешевым ценником. Кроме того, ритейлоры заняты ростом своей сети и развитием логистики, а повышать требования к персоналу довольно сложно. В сети супермаркетов "Солнечный круг" сообщили, что над этой проблемой только думают, но пока ничего не делают. Рассматриваются варианты введения новых ячеек на полках, изучалась и возможность внедрения электронного сканера для покупателей, с помощью которого можно самостоятельно проверять цену товара, да и от производителей торгового оборудования поступают различные предложения. Однако пока что при выборе витрин больше привлекает низкая цена, чем удобство для покупателей. Нетрудно догадаться, что посетителю супермаркета, потратившему свое время на выяснение цен, не хочется и дальше его разбазаривать на изучение, например, состава незнакомого продукта. Проще взять что-то привычное и бежать дальше. Соответственно производитель нового, хотя и качественного продукта остается в проигрыше перед более раскрученными, недорогими марками. Например, ростовский бизнесмен, недавно взявшийся за производство растворимого кофе, уверенный в качестве своей продукции, с разочарованием заметил, что ростовчан не интересует состав продукта. Местные популярные товары также страдают от путаницы с ценниками: в морозилке не всегда видно, например, что ростовская пицца стоит дешевле аналогичной московской продукции. Остается надеяться только на своих мерчендайзеров, которые постоянно находятся в некоторых крупных торговых центрах и наведываются в более мелкие магазины. Впрочем, их полномочия весьма ограничены. Товар раскладывается по предложенной гипермаркетом схеме: если нет ценника, можно об этом сообщить персоналу магазина, но если на предложение не откликнутся, самому клеить ценники не дадут. Зато мерчендайзер может следить за выкладкой, подсказать покупателю необходимую информацию и даже при необходимости помочь насыпать товар. Зарплату ему платит производитель. Один из ростовских производителей решил внедрить свои фирменные ценники, чтобы выделить собственную продукцию. Однако он не строит иллюзий, что сетевики их возьмут (надежда только на обычные магазины). Дополнительный цветной ценник, в принципе, наклеить можно, только за него придется заплатить как за очередную промоакцию. Так что продажа товара - дело самого производителя. Розничный рынок не настолько насыщен операторами, чтобы они всерьез думали о повышении качества своего сервиса. На помощь им может прийти только администрация, требуя качественного удовлетворения потребностей покупателей. |