26.01.2006  Минтранс РФ постепенно трансформирует транспортную систему России

   В соответствии с генпланом, утвержденным Министерством транспорта РФ, общая перерабатывающая способность российских портов на Балтике к 2010 году должна возрасти до 250 млн тонн (в 2005 году она составила 150 млн тонн) и обеспечить все потребности страны на западном направлении. «Мы должны быть конкурентоспособными по отношению как к портам Прибалтики, так и Европы в целом», - такое заявление сделал и.о. министра транспорта РФ Александр Мишарин на пресс-конференции, посвященной перспективам развития транспортной отрасли.
   Судя по тому, что основное внимание в своем выступлении и.о. министра уделил развитию российских портов, 2006 год в транспортной системе РФ станет годом развития портов. А.Мишарин сообщил, что в 2005 году переработка в российских портах выросла на 12% и составила 407 млн тонн, а доля российских портов в общем объеме переработки грузов увеличилась еще на пять пунктов и составила 85% (в 2004 году она составляла 80%). «Это показатель того, что Россия стала независима по перерабатывающим способностям своих портов. И особенно значимо и осязаемо развитие портов Балтики, на которые приходится 40% всей внешней торговли страны», – подчеркнул А. Мишарин.
   Он также отметил, что за последние три года реализован и вышел на проектную мощность порт Приморск, который за прошлый год переработал порядка 50 млн тонн грузов, примерно столько же переработал порт «Санкт-Петербург». По его словам, в ближайшее время рост контейнерных перевозок составит 35-40%, а это говорит о значительном изменении технологии работы самих портов. Поэтому создание контейнерных терминалов – одна из стратегических задач развития портовой инфраструктуры. И в этой связи реализация проекта «порт Усть-Луга» - важнейший шаг в развитии российских портов Балтики.
   А. Мишарин отметил особую важность того, что в проекте Усть-Луга сформированы принципы государственно-частного партнерства: на каждый рубль бюджетных средств привлечено 2 руб. внебюджетных.
   Решение о распространении на порты и портовую инфраструктуру закона об ОЭЗ, по мнению и.о. министра, повысит конкурентоспособность российских портов, так как создаст для них условия, аналогичные для портов Европы и Китая.
   В соответствии с утвержденной транспортной стратегией РФ общая перерабатывающая способность российских портов должна превысить 550 млн тонн. «Это позволит обеспечить не менее 85% российской грузовой базы в российских портах и потребует, в свою очередь, дополнительного развития транспорта: автомобильного и железнодорожного, а также создания логистических центров», - пояснил А. Мишарин.
   Он также сообщил, что в рамках использования федерального инвестиционного фонда Минтранс подготовил программу "Экспорт транспортных услуг" на сумму 354 млрд руб., что составляет примерно половину всего федерального инвестиционного фонда.
   Программа, рассчитанная до 2010 года, предусматривает финансирование таких проектов, как строительство Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге; строительство высокоскоростной магистрали Москва-Санкт-Петербург. Время пути по этой дороге составит 2 час 20 минут, при скорости 350 км в час; создание Новороссийского транспортного узла, с созданием второго порта в Новороссийске и ряд других крупных проектов.
   А. Мишарин сообщил также, что принятие закона о концессиях ставит одной из задач в 2006 году формирование объектов, эксплуатируемых по принципу концессии. В первую очередь это относится к платным автодорогам. Кроме того, планируется реализация новой концепции управления аэродромным комплексом с передачей крупных аэродромов в концессию для проведения реконструкции, а также строительства новых железнодорожных линий к месторождениям полезных ископаемых в Сибири.
   Однако для реализации этих планов МЭРТ должно для начала подготовить конкурсную документацию.
   По словам и.о. министра, остается важным и актуальным вопрос платы за транзит транспорта. Департамент автотранспорта Минтранса сейчас разрабатывает концепцию внедрения платного транзита для грузового транспорта общей массой свыше 12 тонн. Предложенный проект предусматривает два вида платы: повременную (за месяц, за квартал, за год) и покилометровую, то есть в зависимости от пройденного пути на отдельных грузонапряженных магистралях. Перечень таких направлений будет отдельно указан в постановлении Правительства РФ. По словам А. Мишарина, нагрузка на себестоимость перевозки возрастает не более чем на 2-3% от транспортной составляющей и поэтому не должна отразиться конечной стоимости товара. Но поскольку реально на подготовку проекта уйдет весь 2006 год, то ждать нововведения можно не раньше 2007 года.
   И.о. министра также отметил, что в 2006 году должно окончательно завершиться разделение аэропортов и авиакомпаний с внедрением новой концепции управления аэродромом, предусматривающей создание аэропортов федерального, регионального и местного уровней с различными формами управления. Что касается авиакомпаний, то 2006 год должен стать годом их укрупнения с целью снижения стоимости перевозок. По словам А. Мишарина, авиакомпаниям необходимо также решать вопрос обновления парка самолетов, в противном случае российским компании не выдержать конкуренции с западными авиаперевозчиками.
   Касаясь вопросов железнодорожного транспорта, и.о. министра транспорта сообщил, что необходимо существенное изменение в управлении РЖД и проведение реформы пассажирского комплекса с созданием пассажирской компании. «Главное - уйти от перекрестного финансирования при субсидировании убытков от пассажирских перевозок», - пояснил А. Мишарин.