25.01.2006 Первые техрегламенты будут направлены в ГД, не дожидаясь решений правительства Реформа технического регулирования является одной из важнейших составляющих общей стратегии дерегулирования (дебюрократизации) российской экономики. Так считают участники пресс-конференции на тему «Дерегулирование экономики – ресурс экономического роста в России», которая состоялась в среду, 25 января, в центральном офисе агентства «Интерфакс». Пресс-конференцияю открыл руководитель Экономической рабочей группы при Администрации Президента РФ Антон Данилов-Данильян. Он сообщил, что процесс дерегулирования как государственная идеология начался 5 лет назад. В 2000 году, напомнил он, принимались и реализовывались законы, в значительной степени либерализующие отношения власти и бизнеса: закон о лицензировании, о защите прав предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора, о государственной регистрации юридических лиц. Это была первая "волна дерегулирования", которая упростила и сделала более прозрачными отношения власти и бизнеса при проведении проверок, подчеркнул он. Однако, по словам А. Данилова-Данильяна, до сих пор наряду с трудностями, связанными с налогообложением, устойчивые позиции в числе проблем, мешающих развитию бизнеса, занимают нечеткость правил игры, злоупотребления полномочиями при проведении проверок, трудности общения с правоохранительными органами, изъятие документов и другие административные барьеры. Для того, чтобы развить первую "волну дерегулирования" российской экономики, заявил А.Данилов-Данильян, началась реформа технического регулирования. "Эта реформа, которая должна была показать, что не только сами проверки, как процедуры, могут быть усовершенствованы, понятны бизнесу и проверяющим; но и сам предмет проверочной работы может быть описан более ясно, чтобы требования были понятны бизнесу и не зависели от того, из какого органа пришла проверка», - пояснил он. В технической сфере соответствующий набор документов, по разным оценкам, исчислялся объемом от 60 до 120 тысяч документов, нормативных актов, сообщил А.Данилов-Данильян. Для того, чтобы сделать эти требования понятными, провести их инвентаризацию и была придумана идеология реформы технического регулирования, что отражено в законе о техническом регулировании. Однако, по его словам, уже сегодня наблюдается замедление темпов хода реформы техрегулирования. «Мы не видим достаточных оснований, чтобы признать эту задержку обоснованной. Мы видим, что эти основания в основном связаны с тем, что предпринимательское сообщество фактически запугивается, с одной стороны, – намеками на то, что базовый закон о техрегулировании будет пересмотрен, с другой стороны, – ужесточением действующих норм», - заявил А.Данилов-Данильян. Вследствие этого бизнес получает негативную установку о своем участии в реформе технического регулирования, считает он. Тем не менее несколько технических регламентов все же подготовлены экспертными советами, сообщил руководитель Экономической рабочей группы. «В настоящее время мы имеем напрямую поручение вносить эти проекты нормативных актов, не дожидаясь, пока будет подготовлен к внесению первый пакет правительственных технических регламентов, то есть тех, которые готовятся в рамках бюджетной правительственной программы разработки технических регламентов», - заявил руководитель он. По его словам, до конца текущей недели в Государственной думе соответствующим постановлением будет создана специальная комиссия по техническому регулированию, первое обсуждение состава которой прошло на заседании Совета ГД. Эта комиссия получит первые технические регламенты, подготовленные в инициативном порядке, которые в качестве федеральных законов могут быть приняты уже в весеннюю сессию ГД. «Мы не будем больше ждать, пока будет разработана и согласована через длинную правительственную процедуру первая порция технических регламентов в рамках бюджетной программы. Мы будем вносить самостоятельно на комиссию готовые техрегламенты», - заявил А.Данилов-Данильян. По его словам, соответствующее поручение было дано на совещании по техническому регулированию под руководством помощника президента РФ Игоря Шувалова и согласовано с представителем президента РФ в Госдуме. Он подчеркнул, что на первом этапе в комиссию ГД по техническому регулированию будет направлено 10 регламентов, 5-6 из которых связаны с регулированием пищевой промышленности, остальные связаны со средствами индивидуальной защиты и производством автокомплектующих. Во втором десятке регламентов в новую комиссию ГД пойдут регламенты, регулирующие деятельность нефтегазового сектора. Для того, чтобы процесс дерегулирования к экономике шел активно, по мнению А.Данилова-Данильяна, необходим диалог потребителей государственных услуг и власти. Организация этого диалога – это дело не только государства, но и самих инициативных организаций, бизнес-объединений, считает он. Он также затронул тему проведения административной реформы в России. По его словам, эта реформа была начата активно только благодаря тому, что наблюдался постоянный диалог инициативных объединений, союзов и власти в этом отношении. Уже на первом этапе административной реформы был определен перечень избыточных для государства функций и эти функции были проинвентаризированы, выявлены законодательные и нормативные акты, в которых они содержались, начался процесс внесения соответствующих изменений. Однако это лишь часть того замысла, который был положен в идеологию административной реформы в России, заявил А.Данилов-Данильян. Наиболее значимая работа, которая пока не проводится правительством, – это реальная оценка того, как те функции, которые не были признаны избыточными для государства, реализуются на практике. По словам А.Данилова-Данильяна, эта работа пока отложена на неопределенный срок и является третьим шагом дерегулирования экономики России. Он заявил, что административная реформа и реформа технического регулирования – это очень «благодарные реформы», которые могут обеспечить понимание, доверие бизнеса и власти. Председатель правления Национального института технического регулирования Александр Рубцов также уверен, что реформа технического регулирования является одной из важнейших частей процесса дерегулирования экономики. Успешная реализация реформы, по его словам, снимет барьеры на пути внутренних и внешних инвестиций, новейших научно-технических решений, повышает конкурентоспособность отечественной экономики в целом. «Цена вопроса – 2-3 процента ВВП», - заявил он. А.Рубцов отметил, что технические регламенты – это по сути своей федеральные законы, которые будут содержать исчерпывающий перечень требований к производству той или иной продукции, услуг, той или иной деятельности. Основная нагрузка по разработке технических регламентов, по его словам, ложится на предпринимательское сообщество. Как сообщил председатель правления Национального института технического регулирования, было создано около 60 экспертных советов по разработке технических регламентов. Всего, по оценкам экспертов, до 2010 года необходимо разработать и утвердить около 450-500 технических регламентов. Как подчеркнули участники конференции, времени для этого вполне достаточно, если учесть, что треть из этого количества уже в работе. |