25.01.2006  Москва: продовольственной безопасности необходима правовая основа

   Правительство Москвы готовит проект городского закона «О продовольственной безопасности города Москвы», в разработке которого принимает активное участие и депутат Московской городской Думы Михаил Антонцев.
   В.: Михаил Иванович, давайте прежде всего уточним: что же все-таки означает понятие «продовольственная безопасность»? О.: Когда мы разрабатывали концепцию законопроекта, то посчитали: более точным будет определение продовольственной безопасности как «гарантированное удовлетворение потребностей населения в основных видах продовольствия в необходимых объемах, ассортименте и качестве». Проще говоря, чтобы человек мог нормально жить и работать, он должен непременно хорошо и регулярно питаться.
   В.: Столичный закон, безусловно, нужен. Но ведь проблемы продовольственной безопасности в первую очередь должны решаться на федеральном уровне, а не в Московском регионе или где-нибудь в Тульской губернии. О.: Конечно, хотелось бы, чтобы наш городской закон базировался на одноименном федеральном законе. Но, к сожалению, принятый Госдумой в 1999 году в первом чтении проект закона «О продовольственной безопасности в Российской Федерации» до сих пор гуляет по кабинетам здания на Охотном Ряду. И мы надеемся, что наша работа над городским законом подстегнет наших коллег-депутатов к более решительным и активным действиям по принятию федерального закона. Главное, что мы все должны понять: без правовой основы все разговоры о продовольственной безопасности не более чем сотрясение воздуха.
   В.: Михаил Иванович, а как обеспечиваются продуктами москвичи? Ведь здесь, наверное, властям постоянно приходится решать массу серьезных проблем? О.: К чести московской исполнительной и законодательной власти, за последнее десятилетие была создана стройная и эффективно действующая система продовольственного обеспечения города. Для обеспечения Москвы продовольствием осуществляются организованные закупки и поставки сельхозпродукции и продовольственных товаров.
   Мы закупаем продукты питания как за рубежом, так и везем их в столицу из других регионов России, с которыми у нас, как правило, имеются налаженные коммерческие связи. В частности, в больших объемах город закупает мясо и мясопродукты, пищевую рыбную продукцию, масло, сыр, яйца, сахар и т.д. Даже примерно 30% хлеба и хлебобулочных изделий мы везем из Подмосковья, Тульской, Воронежской, Владимирской и других областей.
   В.: А насколько успешно, по вашему мнению, Москва сотрудничает с регионами? О.: Сегодня Москва проводит активную политику развития интеграции городских предприятий с региональными производителями в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса». В 2006 г. столичные агрохолдинги планируют объединить более 80 крупных хозяйств в различных регионах России и поставлять в Москву более миллиона тонн продовольствия. Уже сегодня на столичные агрохолдинги приходится около 40% от общего объема поставок в город мяса, картофеля и овощей из регионов. И если в 2001 г., по оценке аграриев, Москва завозила до 89% импортного продовольствия, то сегодня эта цифра снизилась до 70%. Думаю, эта позитивная тенденция будет и дальше развиваться. Сегодня все делается для того, чтобы прилавки московских магазинов были заполнены продуктовыми товарами.
   В.: Конечно, подробно говорить о новом законе пока рано. И все же, скажите, какие сферы деятельности призван регулировать этот нормативный акт? О.: На мой взгляд, во-первых, этот нормативный акт должен регулировать развитие столичной материально-технической базы продовольственного комплекса. Во-вторых, развитие ресурсной базы для производства продовольствия. В частности, речь идет об интеграции организаций столичного продовольственного комплекса с региональными сельхозпроизводителями, создании агропромышленных холдингов с замкнутым циклом производства продовольствия, различных инвестиционных проектах, предусматривающих увеличение поставок отечественного продовольствия в столицу. В-третьих, регулировать поставки продовольствия по программам закупок основных видов продуктов питания. Наконец, в-четвертых, гарантировать обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов.
   В.: Последний вопрос. Сегодня москвичей, особенно социально незащищенных, беспокоит безудержный рост цен на продукты первой необходимости. Будут ли столичные власти что-либо предпринимать в этом направлении? О.: Конечно, все мы прекрасно понимаем, что в рыночных условиях государство не может устанавливать фиксированные цены. Тем не менее, у столичных властей есть определенные рычаги, чтобы все-таки контролировать этот процесс. Если говорить о деликатесах, то здесь о каком- либо контроле речь не идет. Другое дело, цены на хлеб, молоко, мясо, сахар - здесь мы не можем оставаться безучастными.
   Приведу лишь один пример: когда в начале прошлого года стали расти цены на сахар, то город выбросил на рынок из городского резерва 4 тыс. тонн сладкого продукта. В результате рынок насытился и стабилизировался. Ведь задача обеспечения продовольственной безопасности состоит не только в том, чтобы прилавки магазинов ломились от продуктов, но и в том, чтобы они были доступны для населения. Чтобы москвичи не приходили в супермаркеты, словно в музей.