24.01.2006 Москва: кто проиграл и кто выиграл от морозов Таких оборотов, как в эти морозные дни, у столичной торговли и сервиса не было давно. Так уж повелось в природе: когда одним плохо, другим хорошо. Как рассказал журналистам руководитель департамента науки и промышленной политики Москвы Евгений Пантелеев, многие столичные предприятия «работают в режиме максимальной экономии электроэнергии». По словам чиновника, наиболее серьезно пострадали мясная и молочная отрасли. Глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин сообщил, в свою очередь, что морозы серьезно ударили по строителям. По распоряжению столичного правительства все стройки города перешли на четырехчасовой график работ. При этом на рынке недвижимости нынешние холода особо не отразились. Даже остановка строительства в Москве, по словам эксперта, на ценах, которые и так день ото дня растут, скорее всего, не скажется. А вот кто будет в числе главных пострадавших, так это погодно уязвимый аграрный сектор. «Безусловно, померзнет огромное количество скота, ведь очень многие сельхозпредприятия оказались финансово не способны противостоять холоду», – комментирует ситуацию завкафедрой экономики сельского хозяйства Московской сельскохозяйственной академии им. Тимирязева Николай Коваленко. Ученый напомнил также о телеграмме, направленной на минувшей неделе ассоциацией «Теплицы России» в правительство. В ней говорится, что если не будут приняты скорейшие меры, то предприятиям тепличной отрасли придет конец. «Борьбу с холодом начали с малого бизнеса, – посетовал руководитель общественной организации по поддержке малого предпринимательства «ОПОРА России» Сергей Борисов. – Маленького каждый норовит обидеть». По словам бизнесмена, в двух столицах «в первую очередь были отключены от подачи энергии маленькие палатки, «теремки», тоннары». «Мы выясняли ситуацию в других регионах, куда в эти дни пришли морозы, но нигде, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, предприниматели нам не пожаловались», – отметил г-н Борисов. В наибольшем выигрыше оказались «середнячки», занятые в сферах торговли и сервиса. Несмотря на то, что покупателей в эти дни интересовал довольно ограниченный перечень товаров и услуг, рост оборота был у многих предприятий просто фантастический. Спрос на эвакуаторы возрос как минимум втрое. Надо ли говорить, что цены на их услуги поднялись пропорционально. Если раньше в среднем по Москве тарифы на платную эвакуацию составляли 1,8 тыс. руб., то сейчас расценки вышли на уровень до 6–8 тыс. в зависимости от массы авто. Услуги столичных автосервисов подорожали с начала прошлой недели в 1,5–2 раза. Точной статистки пока нет, однако уже сейчас можно смело сказать, что за неделю как минимум впятеро вырос спрос на все, что обеспечивает холодный пуск автомобильного двигателя, в первую очередь – свечи зажигания и аккумуляторы. Те, кто не привык ездить в метро, уже почувствовали на своих кошельках, как подорожало такси. Как пояснил представитель одной из фирм по заказу такси, поток заказов значительно превышает возможности фирм. По его словам, спрос в эти дни вырос более чем в два раза. При этом, как утверждает бизнесмен, тарифы на сами перевозки если и поднялись, то незначительно. Правда, в другой компании нам честно признались, что цены все-таки поднялись процентов на 20. Не отстали от организованных таксистов и «бомбилы». По нашим данным, их расценки в некоторых районах Москвы выросли сразу в 1,5 раза. Считают прибыль и продавцы электрообогревающих приборов. «Только за первые три дня холодов мы продали тепловентиляторов и радиаторов столько же, сколько за всю предыдущую зиму», – сообщили в одной из сетей, торгующих бытовой техникой. Кстати, изменился в эти морозные деньки и принцип мерчендайзинга, то есть выкладки вещей в торговых залах. Сегодня покупателей у входа встречают не плазменные панели и мобильники, а бытовые обогреватели. Характерно и появление в витринах некоторых магазинов, торгующих обувью, забытых валенок. Что любопытно, на меховую зимнюю одежду, как ни странно, сейчас ажиотажного спроса не наблюдается. Как пояснили в одном из магазинов, он был сразу после Нового года, когда люди услышали прогнозы о наступлении холодов. Тем временем приуныли стойкие к испытаниям природы любители экстремального спорта. Как сказал бренд-менеджер одного из производителей спортивной одежды Константин Забара, «в такие морозы кататься просто невозможно». Отсюда, по его словам, и спад продаж практически до нуля. «Для согреву» активно используются сейчас и более традиционные методы. Продажи алкогольной продукции выросли как минимум втрое. По данным Национальной алкогольной ассоциации, с начала прошлой недели спрос на крепкие спиртные напитки в стране вырос на 30%: за семь дней было продано 45 млн. литров водки и ликероводочной продукции и около 1 млн. литров коньяка. Специалисты констатируют, что люди стали меньше потреблять пива, сухих вин и перешли на «северный» тип потребления». Ни за спиртным, ни за продуктами питания, впрочем, многие москвичи в морозы предпочли не ходить, заказав доставку всего, что можно съесть и выпить, на дом. Специалисты рассказали, что число заказов увеличилось в эти дни вдвое, а прибыль фирм выросла процентов на 70–80%. Наибольший ажиотаж наблюдается в спальных районах, где до ближайшего магазина идти далеко. Зато, по словам представителя Федерации рестораторов и отельеров, на посещение ресторанов установившиеся морозы никак не повлияли. Возможно, это связано с тем, что практически все рестораны оснащены парковками – перебежать из машины не проблема. Во всяком случае, владельцы ресторанов на сокращение клиентов не жалуются. А вот морозная жизнь цветов – это из разряда очевидного невероятного. Оказывается, цветочные службы на погодные условия не в обиде. И что самое удивительное, морозы также оказались на руку производителям мороженого – ведь при низких температурах значительно сокращается потребление энергии на производство холода. Конечно, никто не рискует сейчас есть мороженое прямо на улице, зато растет потребление семейного мороженого – ванночки, ведерки, рулеты, торты сейчас раскупаются на ура. А главное, в отличие от лета, когда мороженое тает на глазах, сейчас его можно гарантированно довезти или донести до дома. |