24.01.2006 Горнолыжные курорты как диверсификация экономики После успешного 2004 года, когда взлетели цены на черные (на 50-60%) и цветные (10-30%) металлы, в бюджетах металлургических холдингов появился профицит, который те вкладывают в диверсификацию бизнеса. Одним из развиваемых ими направлений стало строительство горнолыжных курортов. Сами металлурги говорят, что тем, кто добился успеха в их отрасли (сложной в том числе с точки зрения government relations – выстраивания отношений с властями), повторить его в любом другом секторе труда не составит. Более того, горнолыжные курорты сами являются инструментом government relations. Горнолыжный спорт в России мог бы развиваться не хуже, чем в Альпах: на недостаток гор, так же, как и снегов, Россия пожаловаться не может. Тем не менее до 2000 года в России этот вид деятельности страдал от недостатка рекламы и инвестиций в развитие современных курортов. Своеобразным рекламным агентом оказался президент Путин, чье увлечение горными лыжами вызвало бум среди российских бизнесменов. А деньги предложили металлурги, у которых по стечению обстоятельств в последние годы появилось желание развивать горнолыжные курорты. В настоящее время собственные горнолыжные базы и проекты, связанные со строительством горнолыжных курортов, имеют целый ряд металлургических компаний. Специфика горнолыжного бизнеса, как признаются в неофициальных беседах представители метхолдингов, заключается в том, что подобные проекты имеют значительно больший срок окупаемости, чем привычные металлургам вложения в металлургический и горнодобывающий бизнес. Кроме того, как говорят в "Интерросе", налогообложение, принятое в России, в отличие от европейской практики, уменьшает рентабельность подобных проектов. По мнению Леонида Маструева, замгендиректора Магнитогорского металлургического комбината (ММК) по социальной политике, о рентабельности горнолыжных центров в первые годы реализации проектов вообще нельзя говорить. Между тем во внимании, уделяемом этому виду спорта, с металлургами может соперничать только "Газпром", построивший в Сочи свой горнолыжный центр. Как минимум три группы, владеющие металлургическим бизнесом – ММК, УГМК и "Интеррос", не просто строят подъемники и гостиницы для горнолыжников. Они ориентируются на создание горнолыжных курортов европейского масштаба. Проект "Металлург-Магнитогорск" на озере Банное в 40 км от Магнитогорска, построенный два года назад (ММК); проект курорта "Роза Хутор" на Красной Поляне в Сочинском заповеднике ("Интеррос") и проект центра "Бобровый лог" в Норильске (ГМК "Норникель") разрабатывала канадская компания Ecosign, ведущий специалист по проектированию горнолыжных курортов (в частности, она разрабатывала проекты в Австрии, Италии и Швейцарии). Проект "Кузбассразрезугля" (УГМК) в Шерегеше (Кемеровская область) на территории, которая обещает стать курортом федерального масштаба, пока заморожен. Отметим, что горнолыжный бизнес приносит своим владельцам немало бонусов, напрямую не связанных с его доходностью. В первую очередь – как инструмент government relations. Кроме того, горнолыжные центры превращаются в объекты, работающие на имидж меткомпаний как социально ответственных предприятий. Затраты металлургов на соцответственность и GR вполне компенсируются за счет увеличения их лоббистских возможностей. Кроме того, положительным моментом горнолыжных увлечений металлургов могут стать налоговые преференции для районов их инвестиций – Южного Урала, Красной Поляны и Шерегеша. ММК давно добивается статуса свободной экономической зоны (СЭЗ), пока безуспешно. По неофициальной информации, "Интеррос" также ведет переговоры о создании СЭЗ в Сочи. Скорее всего, предложения о специальном налоговом статусе прозвучат и в Кемеровской области. Льготы позволят компаниям существенно увеличить прибыль от горнолыжных объектов, которая уже и сейчас достаточна велика, чтобы сделать их перспективными для металлургических инвестиций самих по себе, без соображений налогового плана. |