24.01.2006  Каждый 25-й мобильник в мире был куплен в российских салонах

   Россия вошла в число лидеров по развитию рынка сотовой связи и соответствующих средств. По итогам 2005 года абонентская база сотовых операторов в РФ составила 126 млн человек при общемировой цифре в 2,065 млрд. То есть каждый 16-й абонент на планете – россиянин. Каждый 25-й мобильный телефон из числа проданных в мире был куплен в российских салонах. Такие цифры содержатся в ежегодном обзоре компании «Евросеть».
   Всего в прошлом году в розничных сетях страны было продано 33,5 млн мобильников на сумму 5,5 млрд долл. против 30,3 млн штук на сумму 4,3 млрд долл. в 2004 г. (то есть произошел рост на 10% в физическом и на 28% в денежном выражении). Наибольшая доля (23%) реализованных средств связи приходилась на ценовой сегмент от 130 до 199 долл., элитные мобильники (свыше 400 долл.) составили 4% от физического объема продаж (и 13,8% от объема в денежном выражении).
   При этом развитие рынка существенно замедлилось в результате летнего так называемого «таможенного кризиса». Если в первой половине августа было реализовано 1,6 млн телефонов, то во второй продажи составили лишь 1 млн, а показатели четвертого квартала оказались меньше соответствующих цифр 2004 г. на 15%. Это произошло, поясняют аналитики «Евросети», из-за увеличения цен сразу после кризиса на 15-17%.
   «Действительно, таможенный кризис оказал определенное влияние на рынок, – прокомментировал эти данные главный редактор ИАА «Сотовик» Сергей Коляда. – Но важно подчеркнуть, что основной провал был обеспечен не изменением цен, а тем (это стало наблюдаться в последние месяца лета), что перестали появляться новые абоненты. Рынок формировался за счет реплейсмента (замещения старых телефонов новыми)».
   Как подсчитали в «Евросети», в прошлом году было куплено 21,8 млн новых телефонов на замену старым (65% от общего объема розничных продаж). Средняя цена реализованного в рознице мобильника составила 164 долл. Средний срок замены телефона сейчас составляет 19 месяцев.
   По версии «Евросети», лидером продаж среди так называемых вендоров (производителей) стала Nokia (20,6% в общем объеме проданных телефонов), опередившая Samsung (19%), Motorola (17,7%) и Siemens (17,1%). По данным «Сотовика», лидирует также Nokia (около 20,5%), после нее тесная группа – Motorola, Samsung и Siemens (около 17,5% на каждого).
   Значительно увеличился объем потребительского кредитования – с этой услугой было реализовано 5 млн «трубок» на общую сумму 1,1 млрд долл. (это 5,5% всего объема потребительского кредитования в РФ). Средняя цена «кредитованного» телефона была на 70 долл. выше, чем у «некредитованного».
   В 2006 г., считают в «Евросети», развитие рынка еще больше замедлится. Количественный рост составит всего 5%, а количество проданных SIM-карт уменьшится (до 67 млн, или на 6%).
   Зато продажи новых телефонов на замену старым достигнут 69% от общего объема (при этом средний срок службы мобильника сократится до 14 месяцев), что позволит поддержать рост рынка в денежном выражении (ожидается суммарная выручка от продаж в 6,8 млрд долл., или плюс 25% к 2005 году).
   Как считают эксперты, подобные прогнозы могут сбыться лишь с относительной точностью. Сложно, например, предсказывать ситуацию, подобную прошлогодней «таможенной войне» и реакции на нее рынка. Есть сомнения и в глубине реальной статистической разницы между продажами SIM-карт и числом так называемых реальных абонентов (в 2005 г. число первых более чем в два раза превышает число вторых, по данным «Евросети»).