19.01.2006  Предприниматели в регионах открывают мини-гостиницы

   В развитых странах лидерами гостиничного бизнеса являются малые предприниматели. В России же их присутствие на рынке даже оценить невозможно: нет статистики. Хотя очевидно, что речь идет о сотнях миллионов долларов. Впрочем, в Калининграде, Переславле-Залесском, Суздале и Серпухове владельцы мини-гостиниц уже чувствуют себя довольно неплохо. Их бизнес не только кормит семью, но и дает средства на развитие.
   Централизованная государственная туриндустрия из года в год демонстрировала свою беспомощность. В последнее время в этот бизнес двинулись предприниматели.
   Бизнес этот - один из самых безопасных и рентабельных. Как утверждает Марина Смирнова, заместитель директора департамента оценки коммерческой недвижимости агентства Colliers International, при удачном стечении обстоятельств небольшую гостиницу можно отбить года за два, а в крайнем случае, постоянно дорожающую недвижимость всегда можно с выгодой продать: В последние десять лет российский гостиничный рынок ежегодно рос на 15-20% именно за счет малых гостиниц. Правда, это в основном касается регионов.
   Калининградский предприниматель Василий Кузнецов начал заниматься бизнесом еще в начале 80-х, тогда он спекулировал импортной одеждой.
   Сейчас у Кузнецова три небольших гостиницы, последнюю достроил перед самым Новым годом - на шестнадцать номеров. Таких владельцев малых отелей, как Василий, сейчас по стране тысячи - точной статистики нет, поскольку многие работают полуподпольно, как частные сдатчики квартир. Да и не всем пока ясно, что такое малый отель.
   Как рассказала Марина Смирнова, если в мире принято называть малой гостиницу, имеющую до 100 номеров, то в России - до 50. Если же отель имеет до десяти номеров, его называют мини-гостиницей.
   Москвичам в этом плане повезло меньше всех: в столице малых гостиниц практически нет (как утверждает госпожа Смирнова, они занимают 4-5% на гостиничном рынке столицы). Все упирается в дороговизну земли и трудности получения разрешений на строительство. Возвести отель в городе по силам только крупной компании, а не маленькому семейному предприятию.
   В регионах ситуация иная. Лидерами в предоставлении частных гостиничных услуг являются юг (Краснодарский край), где практически каждый дом в летний сезон становится мини-отелем, и города Золотого кольца. Предпринимателям, решившим инвестировать в мини-отель, не требуется ни лицензий, ни особых разрешений на открытие гостиницы. Достаточно лишь зарегистрироваться в качестве частного предпринимателя, оформить - если есть желание - сертификат безопасности гостиничных услуг и работать.
   Туристический бум привел к обострению конкуренции - за последнее время только в городе Переславле открылось шесть отелей. Примерно такая же картина и в Суздале. И пока клиентов хватает на всех.
   В Суздале на волне туристического бума многие жители стали открывать мини-отели, переоборудуя свое жилье (а город на 90% состоит из частных домов) или даже строя новое - специально для сдачи туристам. Эту активность трудно назвать серьезным гостиничным бизнесом, однако достойную жизнь своим владельцам она обеспечивает даже при том, что эти услуги практически никак не рекламируются.
   К тому же, как уверяют многие хозяева провинциальных гостиниц, до небольших городков коррупция, распространенная на строительном рынке столицы, просто не дошла, и для получения согласований обычно хватает недорогого подарка.
   Опыт убеждает: эксплуатация небольшой гостиницы не требует каких-то особых познаний в маркетинге и менеджменте. Это примерно то же самое, что сдавать квартиру. Тут важны всего несколько моментов: цена номера (при этом большинство ориентируется на конкурентов), которая должна более или менее соответствовать спросу, гостеприимство, регулярная смена белья и раскрутка отеля, т. е. набор клиентов.
   Раскрутка отеля - еще одна важная составляющая бизнеса, и не всегда тут решающим аргументом является низкая цена. Хотя и этот аргумент важен.
   Василий Кузнецов сообщил: «У нас цены раза в полтора ниже, чем в большинстве отелей города, и я считаю это вполне оправданным: уж лучше пусть гостиница будет заполнена, чем стоит полупустая, как у многих конкурентов».
   Кузнецов раскручивал свой отель так. оплатил услуги калининградской справочной (9 тыс. руб. в год), которая взялась рекомендовать его отель гостям города. Придорожный знак обошелся примерно во столько же, еще 7 тыс. руб. ушли на печать буклетов, которые он разослал по предприятиям, привлекающим командировочных из столицы.
   В результате заполняемость гостиницы дошла до 85%, чем не может похвастаться ни один большой отель, и рекламные вложения Кузнецовых давно окупились.
   На кого рассчитан отель, во многом определяется местом его расположения. Понятно, если гостиница построена в популярном туристическом месте (например, в Суздале или Переславле), то ее основными постояльцами будут туристы.
   Можно придумать какие-то дополнительные услуги, интересные потенциальным потребителям.
   В городе, где основные потребители гостиничных услуг - командировочные или "воскресные любовники", придумать какие-то дополнительные развлечения сложно, но нередко именно они являются приманкой для туристов. Многие это уже поняли. Зачастую услуги предоставляет сторонняя специализированная компания.
   Например, Александр Воробьев из авиаклуба "Август-Дельта" арендует у гостиницы "Мельницы" ангар для экскурсионных полетов на мотодельтапланах над Переславлем-Залесским. Подобное сотрудничество выгодно и клубу, и гостинице. Десятиминутная экскурсия над городом стоит 500 руб. и привлекает немало туристов. В особенно удачные дни на "летные" экскурсии записываются несколько десятков человек. Хотя в этом бизнесе свои риски: то погода пасмурная, то техника подводит.
   Некоторые владельцы гостевых домов развлекают гостей, превращая свои увлечения в часть бизнеса.
   К Александру Шаховцу, владельцу гостиничного дома в деревне Турово Серпуховского района, постояльцев притягивает не только безусловная красота здешних мест, но и полеты на мотопарапланах (у Александра их пять) и дельталетах. За удовольствие приходится платить: проживание в номере "Туровского" стоит 2,5 тыс. руб. в сутки, пять дней обучения полетам на параплане - $500. Есть еще две лошади. Сейчас коня можно приобрести за $3-5 тыс., час проката стоит 250 руб. Снегоход можно приобрести за $8 тыс., подержаный - в два раза дешевле, прокат же его может стоить 1500 руб. в час. Мотодельтаплан обходится владельцу в $5-10 тыс., десятиминутный полет для гостей - до тысячи руб. с человека. Такая экономика - вполне рентабельная: затраты окупились за первый же сезон.
   Если отель находится где-то в глухом месте, то его основные клиенты - как правило, охотники, рыбаки.
   По словам Марины Смирновой, инвестиции в мини-отель при его хорошей заполняемости окупаются гораздо быстрее, чем миллионы, вложенные в отель на сотню номеров. Многие владельцы рассчитывают в среднем окупить проект в течение полутора лет. Тут много зависит от того, сколько потрачено на здание: коттедж можно построить и за $30 тыс., и за $500 тыс. Все зависит от того, какими средствами располагает предприниматель.
   На окупаемость влияет фактор сезонности или, как некоторые его называют, "синдром выходного дня". Если первому особенно подвержены отели на юге страны (обычно простаивающие в низкий сезон), то второму - туристические центры, расположенные поблизости от столицы. Как признаются владельцы отелей, нередко до половины всех "выходных" гостей составляют любовные пары, ищущие уединения.
   Мелочей в гостиничном бизнесе нет.
   Технологии даже в небольшой гостинице должны быть отлажены - та же стирка белья, например, или выбор мебели - для гостиниц нужна мебель гораздо более крепкая, чем обычная, бытовая.
   Но главное отличие семейной мини-гостиницы от большого отеля - уют, комфорт.
   Основной же проблемой новых отелей стал персонал для ресторанов. Квалифицированных людей в провинции нет, а перевоспитать людей, выросших в недрах советского общепита, как считают бизнесмены, практически невозможно.
   Но, невзирая на все проблемы, многие хозяева думают о расширении бизнеса.