19.01.2006 Из сферы строительного бизнеса нельзя вытеснять малых и средних игроков В среду Министр регионального развития Российской Федерации Владимир Яковлев провел первое заседание Межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" при Совете при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов. По словам председателя комиссии по девелопменту и строительству «ОПОРЫ РОССИИ» Алексея Кожевникова, «доступность» жилья может и должна достигаться двумя способами одновременно: во-первых, спрос должен быть платежеспособным, у населения должны быть возможности хорошо зарабатывать и возможность взять «длинные» дешевые деньги в ипотеке, и во-вторых - стоимость жилья должна быть разумной, для чего застройщику необходимо помочь снизить затраты хотя бы на создание инженерной инфраструктуры за счет государственной поддержки и избавить от соблазнов создания искусственного дефицита предложения, т.е. стимулировать массовое строительство. Кожевников особенно отметил, что на конец 2005 года средняя цена метра на вторичном рынке Москвы прошла рубеж в $2500 за кв. м, стоимость юридически чистой однокомнатной квартиры в панельном доме на окраине Москвы превышает $70 000. В ближнем Подмосковье цены квартир уже доходят до $1500 за кв. м. В регионах практически во всех городах-миллионниках цены на жилье растут галопирующими темпами, приближаясь к $1000 за кв. м, рост за 2005 год более 20%, по отдельным городам – до 50%. Сегодня из сферы строительного бизнеса вымещаются мелкие и средние игроки, что ведет к ограничению конкуренции на рынке (монополизации жилищного строительства) и повышению цены квадратного метра. Крупные девелоперские фирмы оказываются не в состоянии освоить планируемые объемы строительства. Уже в 2005 году темпы роста жилищного строительства покажут тенденцию к замедлению, а по пессимистичным прогнозам, с 2007 года объемы ввода жилья могут сократиться. Банки отказываются кредитовать жилищное строительство, не решаясь принимать на себя риск ответственности перед дольщиками. Такая ситуация предсказуемо приводит к социальным протестам – обманутые жильцы обращаются в суды. При этом главным виновником подается бизнес. Вместе с тем ограничение доступа граждан к жилью зачастую вызвано не нарушением обязательств со стороны застройщика, а нерадивостью и апатией чиновников к проблеме жилищного строительства. Органы государственной власти в регионах и муниципалитеты на местах в настоящее время не имеют реальных стимулов к ускорению процессов строительства и ввода жилья в эксплуатацию. Так, к примеру, «ОПОРА РОССИИ» в конце прошлого года направила в правительство РФ свои предложения по ускорению процедуры предоставления разрешений на строительство в России. Главной идеей предложения является пропорциональное распределение ответственности за выполнение инвестиционного контракта между всеми сторонами-участниками – застройщиком, администрацией муниципального образования и субъектом федерации. Сегодня все риски находятся на стороне заказчика-застройщика при реализации проекта. Это касается прежде всего процесса выделения земельных участков и формирование инженерной инфраструктуры. Так же были разработаны и направлены поправки к ФЗ «О долевом строительстве» и сегодня прорабатывается комплекс мер совместно с МЭРТ РФ и ФАС РФ по проблемам связанным с технологическим подключением бизнеса к электросетям. К примеру, размер платы за такое присоединение порой является просто неподъемным для малого бизнеса. В Москве за подключение 1 КВт электроэнергии с предпринимателей официально взимают 1 тысячу евро. А для того, чтобы открыть малый неэнергоемкий бизнес, как правило, нужно минимум 100 КВт. |