16.01.2006  Самарская область: развитием туризма занимается частный бизнес

   Горнолыжный спорт в Поволжье может стать локомотивом туристического бизнеса региона. Внутренний туризм пока больше существует в теории, но интерес инвесторов к созданию горнолыжных центров позволяет надеяться на практическое превращение Поволжья (с легендарными туристическими брэндами Великой русской реки, пути Стеньки Разина и уникальными природными горами) в туристическую Мекку регионального значения.
   На статус российских Альп Поволжье претендовать, конечно, не может. Но вот повторить успех соседнего Урала с его курортами, уже заработавшими славу федеральных, Поволжье может легко. Пример уральских «Завьялихи» и «Абзаково», которые собирают за сезон до трех-четырех млн долларов, не говоря уже о европейских проектах, которые на 40 60% формируют бюджеты целых стран, не дает спать спокойно поволжским предпринимателям.
   Несмотря на готовность регионального бизнеса привести свои капиталы в горнолыжную индустрию, в ближайшем будущем говорить о статусе Самарской области как туристического центра не придется. Частные инвесторы пока своими силами пытаются создать туристическую инфраструктуру. А для полноценного горнолыжного курорта нужны не только трассы и канатные дороги, но и гостиницы, фуд-корты, парковки, развлекательная инфраструктура - все то, что и обеспечивает туристическим центрам баснословные прибыли. Кроме того, нужна летняя турпрограмма, чтобы курорт не пустовал большую часть года.
   Несмотря на то что администрации областных центров одобряют и даже участвуют в строительстве ряда горнолыжных комплексов, их поддержка часто декларативна, а усилия разрозненны.
   Между тем пример эффективного шефства властей есть. Это строительство горно-туристического центра под Казанью, осуществленного под эгидой правительства республики и имеющего статус едва ли не национального республиканского проекта.
   Такой подход следует применить в масштабе всего макрорегиона. Создание некоего поволжского органа попечительского совета по туризму, например, могло бы стать весьма эффективной мерой поддержки региональных турпроектов. Совет мог бы сформулировать детальную комплексную программу развития туризма, систему поощрения частного предпринимательства. Этот орган, обладающий ежегодно пополняемым общерегиональным бюджетом, смог бы систематизировать ныне хаотичное развитие туристического бизнеса в Поволжье, сократить неоправданные потери средств и времени, а также лоббировать туристический потенциал Поволжья.