27.12.2005  Корнемания - территория малого бизнеса

   В последнее время стал популярным такой вид «бизнеса для гуманитариев», как корнемания, или поиск пращуров, сообщает "Бизнес-журнал". К специалистам–генеалогам обращаются по самым разным причинам: желание знать семейную историю, меркантильные мотивы потенциально возможной реституции, а чаще — простое тщеславие.
   Заказчики готовы платить за восстановление родословной от 500 долларов и выше (в среднем исследование стоит от 800 до 1 000 долларов), и, по мнению участников рынка, сегодня этот спрос действующие частные исследователи и генеалогические бюро удовлетворить не в силах.
   Интерес к генеалогии впервые возник после перестройки. За прошедшие 15 лет сформировалось сообщество частных генеалогов, которые выполняют заказы разной степени сложности. Помимо «частников»–индивидуалов, а среди них историки с мировым именем, местные исследователи, краеведы, сотрудники архивов, любители и профессионалы, на рынке действуют московские проекты: «Генеалогия.ру», «Литера.ру», «Поиск пропавших предков», пермский «Родовед», а также питерская компания и издательство «Вирд».
   Государство даже не пытается создавать какую–то коммерческую архивную службу. Мало того, у чиновников вряд ли получится, считают предприниматели. Они неповоротливы и «не поделят» ее. В этом сегменте требуется очень гибкий подход, ведь методика и стоимость работ до сих пор до конца не отработаны, потому можно смело сказать: историко-генеалогичекие работы — территория малого бизнеса.
   По словам Константина Погорелого, руководителя проекта «Генеалогия.ру», на подсчет действующих сейчас игроков не стоит даже тратить силы. Рынок настолько пуст, что искать конкурентов бессмысленно. В то же время эксперт уверен: в нишу коммерческой генеалогии рано или поздно придут профессионалы бизнеса. «Если в этом сегменте появится настоящий бизнесмен, частные «историки» просто начнут работать на него», — считает предприниматель.
   Идея проекта «Генеалогия.ру» родилась в 1999 году, когда Константин Погорелый, заинтересовавшись своими корнями, стал искать информацию в сети. Генеалогия на тот момент была представлена какими–то домашними страничками, на которых авторы рассказывали о своих семьях. Но не так давно среди населения возник серьезный интерес, который вывел компанию на новый уровень.
   Историко–генеалогическую организацию «Литера.ру» основали семь лет назад профессиональные историки. Причиной открытия компании стала пустующая бизнес–ниша. «Меня это привлекло, потому что было очевидно: после краха коммунизма целая прослойка общества будет интересоваться своей историей, а значит, и на генеалогические услуги появится спрос. Первоначально мы профессионально занимались историей, а потом углубились в генеалогию», — вспоминает генеральный директор компании Алексей Коноплев.
   Правовая экспертиза, поиск документов, подтверждающих родственные отношения, розыск наследственных архивов за рубежом, а также ведение наследственных дел — вот то, чем сегодня занимаются сегодня российские генеалогические бюро.
   Они получают заказы со всего мира. Львиную долю клиентов составляют русские, которым просто интересна история их рода. И, как считают эксперты, у коммерческой генеалогии самые радужные перспективы.
   Чтобы открыть генеалогическое бюро, сегодня не нужно никаких специальных лицензий, достаточно просто зарегистрироваться, снять офис, открыть собственную интернет–площадку. Главный ресурс в этом бизнесе — специалисты, качественный сервис (ведение клиента) и оформление.
   Преимущества работы с компанией, а не частным генеалогом, для клиента очевидны. Как и в любом бизнесе, это гарантия. Если у фирмы есть свое реноме, то и опасение насчет нецелевого использования средств у заказчика не появится. Генеалогией имеет смысл заниматься в масштабе всей России или крупного региона, заработать же на одном местном архиве довольно тяжело.
   Основные преимущества генеалогических бюро: это относительно молодой бизнес, низкая конкуренция, находится на стадии зарождения.
   Для старта достаточно снять офис, нанять курьера, секретаря. Первоначальные инвестиции — 3–5 тысяч долларов.
   Срок окупаемости - от одного до двух лет.
   Лицензии не требуются.
   Аудитория - средний и высший средний класс, заинтересованный в истории своего рода. Стоимость исследования — от 500 до 5 000 долларов.
   Юридическая форма любая.
   Обязательны связи в московских и региональных архивах, наличие внештатных специалистов — историков или генеалогов. Курьер для отправки корреспонденции заказчикам.
   Рентабельность не исчисляется сотней процентов, но и ниже тридцати не опускается. «Все зависит от того, каков заказчик. Бывает, что исследование неудачно, и мы на нем ничего не зарабатываем», — говорит Алексей Коноплев. Генеалогия — отрасль специфичная, и зарабатывать в ней весьма и весьма сложно, считает предприниматель. Генеалогическое бюро — не ларек, повторить удачный опыт не так–то просто. Поскольку занятию генеалогией как профессии никто никогда не учил, здание бизнеса «держится» на опыте, знаниях, которые отрабатываются в течение многих лет. Поиск персонала, как и в любом бизнесе, - задача, требующая неослабного внимания.
   Если учитывать эти тонкости, то система организации работы генеалогического бюро предельно проста. В интеллектуальном центре с офисом работают от 2 до 6 человек, штатные сотрудники (секретарь, курьер, специалист–историк, директор), которые принимают звонки и письма от клиентов, проводят первое ознакомительное интервью, затем ведут дело, оформляют работу. В регионах, в других городах на контору трудятся нештатные специалисты.
   Сегодняшний клиент генеалогических бюро зачастую приходит не с конкретной идеей, а со смутным желанием узнать хоть что–нибудь. Чтобы понять, стоит ли овчинка выделки и будет ли поиск успешным, предприниматели проводят предварительное интервью и предлагают клиенту заполнить анкету.
   Самый популярный и дорогостоящий сервис - когда люди хотят выяснить, откуда они родом, кто их предки, полностью восстановить историю рода. Работа «под ключ» обходится клиенту в сумму от 1 500 до 5 000 долларов. Самая высокая цена за такое исследование — 12 тысяч евро, самая низкая — порядка 6–7 тысяч долларов. В то же время все эти расценки достаточно условны. «Если генеалог сразу называет вам цену, бегите от него скорее, перед вами не профессионал», — советует Константин Погорелый. С этим утверждением согласен и Алексей Коноплев: никто не может заранее определить стоимость работ, потому что не знает, как глубоко придется «копать». Результат зависит от простого везения, от опыта специалистов, занятых в проекте, от сроков.
   Еще одна характерная черта бизнеса — неопределенность со сроками. Для компании это равно финансовой нестабильности. Неизвестно, когда исследование закончится, сколько времени займет. Желательно, чтобы исследование «уложилось» в полтора–два года. «Мы берем деньги за объем работы, то есть чем больше просмотрим документов, тем больше заработаем. Обязательно надо что–то найти, тогда клиент станет лояльным и закажет следующий этап исследования», — объясняет систему Коноплев. Если у компании нет опасений относительно заказчика (а заказчики тоже бывают разными), то первую часть работы можно сделать и бесплатно.
   Как же высчитывается рентабельность того или иного заказа при существующей неопределенности стартовых условий исследования? У действующих игроков за это время появились способы решения подобной проблемы. Бизнес есть бизнес, даже такой специфический. Политика компании «Литера.ру» значительно изменилась с момента основания: отсев заявок вырос втрое. Если раньше исследователи брались за все заказы, которые, казалось, были реальными, то теперь берут только исполнимые дела. На практике это означает: прежде всего, должны совпасть все архивы и масса других факторов.
   Проект «Генеалогия.ру» давно уже не работает по утвержденному бюджету. Константин Погорелый раскрывает секреты технологии: «Свою услугу мы оцениваем так: 15 долларов — час работы специалиста любого уровня, от генерального директора до курьера, плюс накладные расходы. Клиент обычно заявляет: вы можете тратить до определенного предела, имея в виду конкретную сумму. Так мы и делаем, потом просто останавливаемся. Можно за 500 долларов долго ковыряться и ничего не найти». Ценовая политика на рынке генеалогических поисков, где нет устоявшихся ставок, оказывается самой разнообразной: одну и ту же услугу клиент может получить и за 50 долларов, и за 500.
   Нередки случаи, когда клиент полностью доверяет компании. Он дает 10 тысяч долларов и терпеливо ждет, пока сумма будет «отработана». Но иным необходима наглядность. Для этого предприниматели готовят специальные прайс–листы. Прейскурант с примерными расценками дает возможность клиенту управлять исследованием. Компании так удобнее общаться с заказчиком: он видит, за что бюро берет деньги.
   Компании закрывают больше дел, чем берут. В среднем в обслуживании находится около 30–40 заказчиков, примерно 5–10 крупных дел в год. Плюс мелкие клиенты: например, человеку нужно найти место рождения или уточнить факт биографии (на эти справки предусмотрен другой ценник). Заказчиков больше, чем исполнителей, и это обнадеживает, говорят эксперты.