20.12.2005 Страховые компании готовы создавать собственные медицинские центры Добровольное медицинское страхование – один из динамично развивающихся секторов страхования. «Ежегодно количество желающих застраховаться по программам ДМС увеличивается на 20–25%. Мы полагаем, что к 2007 году число застрахованных по ДМС составит уже 40–45%», – считает заместитель директора Дирекции ДМС страховой компании «МАКС» Владимир Храбан. Однако уже сегодня перед страховой медициной встает масса проблем. Главная – повышение эффективности управления в сфере здравоохранения. Дело в том, что специалисты лечебных учреждений в большинстве случаев мотивированы к применению в отношении пациента значительных, часто необоснованных объемов лечебно-диагностических вмешательств. О проблеме так называемой гипердиагностики говорят практически все участники рынка. Интересы врачей часто вступают в конфликт не только с интересами пациентов, но и страховых компаний. Ведь страховщики заинтересованы предложить доступные страховые продукты, для них важно снизить объемы необоснованных страховых выплат. По мнению экспертов, проблемы отношений страховщиков и медицинских учреждений с каждым годом обостряются. «Если одна из этих проблем – стремление клиник работать со страховщиками по авансовым платежам – зачастую решается в процессе переговоров, то вторая проблема – постоянный рост цен на медицинские услуги – является более серьезной, – уточняет директор по личному страхованию ОАО «СОГАЗ» Тамара Смирнова. – При этом количество учреждений, способных предоставить клиенту качественные медицинские услуги, относительно невелико даже в Москве и Петербурге. Такая ситуация определяет несговорчивость руководства этих медучреждений». Ежегодный рост цен на медицинские услуги заставляет страховые компании повышать стоимость полисов. По оценкам экспертов, начиная с 2000 года цены в клиниках росли в среднем на 15–20% в год, при этом страховщики из-за жесткой конкуренции на рынке ежегодно повышали свои цены лишь на 10%. В результате прибыльность операций по ДМС за последние три года стремительно снизилась. По мнению экспертов, решить эту проблему можно, получив полный контроль над медицинскими учреждениями. Это дает возможность регулировать цены, качество услуг, но одновременно требует больших затрат, не всегда доступных даже для лидеров страхового рынка. Тем не менее многие крупные компании уже открыли собственные медицинские центры. Например, при участии РОСНО создан многопрофильный медицинский комплекс ЗАО «Компания «Медэкспресс», который включает службу «Скорой медицинской помощи», пять московских семейных клиник для взрослых и детскую клинику. Семейные клиники РОСНО уже работают в Рязани, Волгограде, Нижневартовске, Санкт-Петербурге, Ульяновске, Барнауле, Нижнем Новгороде и Пятигорске. «Безусловно, создание клиник дело недешевое, – говорит руководитель отдела Центра медицинского страхования РОСНО Нина Егоркина. – Но это позволяет создавать единые подходы в оценке качества медицинской помощи и повышает эффективность взаимодействия страховой компании и ЛПУ». По словам представителя «МАКС». Владимира Храбана, затраты на создание таких медцентров оправдывают себя в течение 5–10 лет. Однако у участников рынка нет единого мнения относительно экономической целесообразности создания подобных центров. Например, в компании «СОГАЗ» считают, что создавать собственный многопрофильный медицинский центр невыгодно: требуются очень большие, более 10 млн. долларов США, вложения в помещение, оборудование, персонал. Чтобы их окупить, опять же придется повышать тарифы на ДМС, а это приводит к неконкурентоспособности страховой компании. Да и затраты на содержание такого центра будут очень велики. По мнению директора по личному страхованию ОАО «СОГАЗ» Тамары Смирновой, более выгодно создавать небольшие центры при существующих ведомственных и государственных многопрофильных клиниках. В таком центре будут работать медики – сотрудники страховой компании или ее дочерней компании. Они смогут пользоваться оборудованием и возможностями клиники, а при необходимости организуют консультации в других медучреждениях. Такие медцентры обойдутся страховщикам гораздо дешевле, а окупаемость затрат составит в этом случае от трех до пяти лет. |