14.12.2005  МП необходимы стимулы для соблюдения требований к качеству продукции

   Малому предприятию сложнее выполнять всю совокупность обязательных требований к качеству продукции. Поэтому в ряде случаев жесткость требований и их дублирование, излишняя зарегулированность вопроса подталкивает предпринимателей к определенным незаконным решениям. Такой вывод сделал заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Сергей Пугачев, отвечая на вопрос ИА «Альянс Медиа», насколько оправданны обвинения в адрес малого бизнеса как основного источника контрафакта на российском рынке.
   В эксклюзивном интервью, 13 декабря, в первый день работы выставки «Всероссийская Марка (III тысячелетие). Знак качества ХХI века» С. Пугачев подчеркнул, что снимать ответственность за качество продукции с производителей и поставщиков нельзя. «Ответственность должны нести все предприятия, независимо от того, крупные они, малые или средние», - убежден С. Пугачев.
   Но, по его мнению, у малых предприятий должны быть определенные преимущества, поскольку им необходимы стимулы для выполнения обязательных требований выполнения законов. «Необходимы более льготные схемы подтверждения соответствия продукции для СМП, учитывающие, что, как правило, они выпускают продукцию малыми партиями. Существуют облегченные схемы для сертификации малых партий продукции и для единичных видов продукции, они облегченные. Если предприятие показывает, что оно законопослушно, и при проведении инспекционного контроля подтверждается соблюдение требований качества продукции, то переоформление сертификатов на новый срок происходит по льготному режиму. Государство должно создать механизм для использования в совокупности всех существующих схем для стимулирования МП. Но пока на наших рынках обычная ситуация с утра: очередь к ксероксу для подделывания сертификатов. Это прискорбно», - пояснил С. Пугачев.
   По его мнению, со стороны государства для малого бизнеса, с одной стороны, должно быть поощрение и стимулирование, но с другой стороны, - контроль и надзор. «По российским законам в течение первых трех лет с момента создания малого предприятия не должно быть плановых проверок со стороны госнадзора. Ни в одной стране мира таких требований нет и нет таких льгот», - отметил заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
   И главная проблема в появлении на рынке фальсифицированной продукции, по его мнению, в том, что не выстроена система госконтроля за качеством продукции. «На сегодняшний день на российском рынке много опасной продукции, и надо решать эту проблему. Но нельзя забывать о том, что есть целый институт госрегулирования и обеспечения защиты рынка от опасной продукции, куда входит и дорыночный контроль, и госконтроль на рынке. При сертификации испытывается один образец, дальше юридическую ответственность несет изготовитель, и он обязан обеспечить соответствие всей партии продукции тому образцу, котопый прошел испытания. Государство не должно бросить этот процесс на самотек и обязано контролировать ситуацию на рынке. При этом нельзя в фокусе внимания держать только одну из форм контроля качества – систему сертификации. Необходимо отслеживать всю цепочку – от регистрации и декларирования продукции до сертификации и осуществления госконтроля на соответствие продукции сертификату качества. При этом должна быть разумная политика с использованием всех рычагов влияния на обеспечение требований качества к выпускаемой продукции», - считает С. Пугачев.
   Российские потребители с пиитетом относятся к соблюдению стандартов, и предпочитают покупать продукцию с указанием определенного ГОСТа, но это не означает, что товар всем требованиям стандарта соответствует. Маркировка обязывает производителя соблюдать все требования стандарта, и за их соблюдением установлен госнадзор. Осуществлять его должно Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. «Но приходится констатировать, что в ходе проведения административной реформы и объединения ряда контролирующих служб численность инспекторов в несколько раз уменьшилась. В области государственного надзора происходит серьезное реформирование, но необходимо сгруппировать силы, отработать нормативно-правовую базу. И пока в этом вопросе есть определенный провал. Необходимо выстроить систему госконтроля, исключив дублирование функций со стороны различных ведомств. Тогда это будет эффективный рычаг защиты рынка от опасной продукции», - сообщил С. Пугачев.
   Однако на вопрос, как скоро будет создан этот рычаг на российском рынке, заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии не рискнул дать хотя бы приблизительный прогноз.