12.12.2005 Рынок лизинга вышел на новый этап развития Рубежом, разделяющим предыдущий и нынешний этапы развития рынка, можно назвать 2004 год. Именно тогда основная масса лизинговых компаний завершила свои первые крупные сделки, заключенные в эпоху становления лизинга в России - в 1999-2002 годах. Перед топ-менеджментом остро встал вопрос: что делать дальше? Конкуренция из года в год растет, на рынок начинают выходить западные игроки, а клиентов уже интересует нечто большее, чем просто возможность уменьшения налогов, которую благодаря законодательству прекрасно обеспечивали лизинговые схемы. И вот в 2005 году компаниям пришлось заняться поиском перспективных направлений и разработкой планов развития. Кроме того, лизинговые предприятия принялись усиленно внедрять информационные системы, чтобы расширить возможности обслуживания клиентов, лучше администрировать сделки на различных этапах и постоянно контролировать внутреннюю ситуацию. Одновременно компании продолжали активно развиваться и развивать деятельность в традиционных и новых направлениях. По данным рейтингового агентства "Эксперт РА", объем нового лизингового бизнеса в 2005 году составил порядка 5,1 млрд долларов, доля лизинга в ВВП - 0,99%, а в инвестициях в основные средства - 5,7%. За год объем средств, профинансированных лизинговыми компаниями, составил 3,9 млрд долларов, а объем доходов, полученных компаниями в виде лизинговых платежей, - 2,8 млрд долларов. Однако по сравнению с 2002-2004 годами темпы роста несколько снизились и составили около 40%. И объясняется это в первую очередь тем, что рынок вышел на качественно новый этап развития, характеризующийся значительным удлинением срока сделок, их усложнением, изменением графиков платежей и увеличением числа сделок, близких к проектному финансированию. Лидером роста стал лизинг железнодорожного транспорта. Объем сделок на этом сегменте рынка увеличился в пять раз - с 387 млн долларов в 2004 году до 1,9 млрд в 2005-м. Приятный сюрприз, казалось бы, преподнесли РЖД, проявив наконец интерес к лизингу как к эффективному механизму обновления подвижного состава. Однако рыночные лизинговые компании не смогли воспользоваться перспективной возможностью - монополист занялся созданием пула околоотраслевых предприятий, которые и сняли все сливки. Динамично развивались другие традиционно крупные сегменты рынка - лизинг автотранспорта и лизинг строительной техники. На первом из них за год объем сделок увеличился практически вдвое и составил более 1,7 млрд долларов. Комментирует Сергей Килейников, директор по продажам и развитию ОАО "Райффайзен-Лизинг": "В сегменте лизинга автотранспорта мы повторяем тенденцию стран Центральной и Восточной Европы, где автомобильный транспорт до их вступления в ЕС был одним из основных объектов лизинга. Мы видим, что в этом направлении, безусловно, идет развитие рынка и в России. Сейчас организации, работающие на российском рынке, приобретают все больше автотранспорта в лизинг. Это обусловлено тем, что лизинговые компании помимо финансирования предоставляют и сопутствующие услуги, например связанные с выкупом автомобиля в конце срока лизинга, прохождением техосмотра и 'переобуванием' резины, избавляя, таким образом, предприятие-лизингополучателя от лишней головной боли. Спрос на лизинг автотранспорта стимулирует и то, что предоставление корпоративного транспорта в пользование персоналу является достаточно сильным мотивирующим фактором, и ряд компаний этим активно пользуется". Существенно увеличился объем сделок в сфере лизинга строительной техники - со 142 млн долларов в 2004 году до 394 млн в 2005-м. Результаты исследования подтверждают и мнения представителей лизинговых компаний. Так, по словам Алексея Лабзина, генерального директора ОАО "Главлизинг", "сегмент лизинга строительного оборудования развивается очень неплохо. В первую очередь активность наблюдается в регионах, особенно в Поволжье и на Урале. В Москве сегмент лизинга строительного оборудования тоже развивается, но уже медленнее, чем раньше, - объем застройки не растет, а существующие успешные строительные компании уже укомплектованы современной техникой". Сохранились высокие темпы роста и во все еще сравнительно небольшом, но перспективном секторе лизинга недвижимости - за год этот рынок вырос с 36 до 100 млн долларов. Более активному развитию этого сегмента по-прежнему мешают типично российские проблемы - существенно заниженная балансовая стоимость недвижимости и бюрократические проволочки. Показательно, например, мнение Александра Кожевникова, генерального директора ОАО "Авангард-Лизинг": "Лизинг офисной и торговой недвижимости - очень перспективное направление. Однако развивается оно пока медленнее, чем могло бы. Первое обстоятельство, препятствующее развитию рынка, - это недокапитализированность: имущество на балансе числится, скажем, в размере 100 тысяч долларов, а реально стоит 10 миллионов. Соответственно, в таком случае лизинговая компания нормальный договор купли-продажи заключить не может. Кроме того, сделки с недвижимостью сопряжены с большим количеством сложностей. Зачастую продать здания так, чтобы у покупателя не оставалось сомнений, что его права будут гарантированы, просто невозможно, поскольку предыдущий владелец не озаботился оформлением необходимых документов. А получение их перед продажей занимает иногда месяцы и даже годы". Одним из наиболее перспективных сегментов становится лизинг энергетического оборудования - его объем, согласно результатам исследований, в этом году составил более 400 млн долларов. Рост сегмента обусловлен как реализацией крупных проектов, так и появлением интереса у предприятий к независимой электрогенерации. По словам Алексея Акиндинова, генерального директора ООО "ИР-Лизинг", "рынок развивается очень активно по трем направлениям. Первое - проекты общефедерального уровня, финансируемые за счет фонда централизованных инвестиционных средств корпоративного центра РАО ЕЭС, такие как Бурейская ГЭС или Калининградская ТЭЦ-2. Второе - проекты, которые реализуются на базе территориальных генерирующих и оптовых генерирующих компаний. Третье - муниципальные программы и электрогенерация независимых производителей". Практически во всех сегментах, где происходит активный рост, лизинг становится именно комплексной услугой, дающей лизингополучателю дополнительные преимущества помимо стандартного уменьшения налога на прибыль и налога на имущество, - такая тенденция характерна для сложившихся зарубежных рынков. А сами компании значительно расширяют свое присутствие как на привычных, так и на новых для себя сегментах рынка, становясь, таким образом, все более универсальными. По мнению Игоря Аванесяна, генерального директора ЗАО "Объединенная лизинговая компания 'Центр-Капитал'", "у лизинговых компаний есть предпосылки для осуществления своей деятельности практически в любой отрасли". Лизинговые компании все активнее работают в регионах и все больше ориентируются именно на малый и средний бизнес. При том что более половины компаний - московские и питерские, две трети сделок заключается в регионах. Традиционно наибольшее внимание лизинговых компаний привлекают Урал, Сибирь и Поволжье. Постепенно, по мере развития малого и среднего бизнеса на юге России, столичные лизинговые компании начинают обращать свой взгляд и в эту сторону. Причем все больше лизингодателей переходит от единичных договоров к образованию пулов сделок в регионе и созданию филиалов для их обслуживания. Малый и средний бизнес становится все более интересным полем деятельности для лизинговых компаний, во-первых, из-за того, что рынок крупных клиентов уже поделен между ведущими компаниями, во-вторых, как уже было сказано, в связи с активным появлением и развитием малого и среднего бизнеса. В результате, если в общем портфеле лизинговых компаний доля сделок с крупными клиентами составляет порядка 30% от общего числа, то в портфеле сделок, заключенных непосредственно в 2005 году, это уже лишь 21%. При этом сделки с малыми предприятиями составляют соответственно не 27, а 38%. Сегодня есть основания полагать, что лизинговые компании станут все активнее искать своих потребителей на всей территории страны, не ограничиваясь уже освоенными регионами, и будут все активнее работать именно с малым и средним бизнесом. Год от года рынок становится профессиональнее - растет спрос, появляется опыт работы с компаниями-лизингополучателями из разных отраслей и разных регионов. Пришло время перемен - без дополнительных усилий работать уже не получается, появляется необходимость четко структурировать сделки, отслеживать ситуацию на рынке, планировать развитие и четко контролировать все бизнес-процессы. И это при том, что большинство лизинговых компаний до сих пор не занималось планированием на длительные сроки, сравнимые с продолжительностью сделок, не говоря уже о разработке стратегии развития на несколько лет вперед. Во многих компаниях хромал и управленческий учет. Но вот рубеж пройден, период становления рынка завершился, и лизинговые компании вовсю занялись самосовершенствованием. И для этого им потребовались принципиально новые инструменты - специализированные программы. Кто-то занялся разработкой этих программ своими силами, а большинство решило прибегнуть к помощи профессионалов, тем более что за последний год появился целый ряд предложений. В результате те, кто подсуетился немного раньше остальных, уже сейчас пользуются благами информатизации - например, в виде увеличения числа лизингополучателей за счет ускорения процедуры их оценки. Однако основные результаты всех приложенных компаниями усилий станут видны лишь к концу 2006-го-началу 2007 года, когда компании в основной своей массе закончат внедрение новых программных продуктов и окончательно определятся со стратегией развития. Лизинговые компании, как правило, сталкиваются с двумя проблемами, характерными для большинства российских организаций. Первая - нехватка финансирования. Основным источником средств для реализации лизинговых сделок по-прежнему остаются банки. Однако не все охотно идут на сотрудничество с лизинговыми компаниями. А те, кто идет, зачастую выдвигают чересчур жесткие требования, в том числе к уровню достаточности капитала, иногда даже толком не осознавая специфики лизингового бизнеса. Рассказывает Иван Курилко, генеральный представитель ЗАО "Атлант-М Лизинг": "И крупные, и средние банки часто ставят в качестве условия финансирования то, что местонахождением лизингополучателя должны быть Москва или Московская область. А среди наших сделок на такие соглашения приходится лишь около 20 процентов. Также мы столкнулись с тремя основными стандартными требованиями, которые предъявляют банки. Первое, объективное, - это структура баланса. Банки ожидают, что доля собственного капитала в валюте баланса будет составлять не менее 5-10 процентов. Второе требование в какой-то степени абсурдно - банки стремятся получить твердый залог, например в виде объекта недвижимости. Но лизинговая компания - финансовый посредник, и зачастую она не владеет и не испытывает потребности владеть имуществом подобного рода. И третье, с чем сталкивался непосредственно 'Атлант-М', - это требование перевода оборота компаний холдинга в сам банк". Компании, работающие не при банках, вынуждены в условиях растущей конкуренции на рынке активно искать выход из сложившейся ситуации. Они продолжают усиленно работать над увеличением собственного капитала, договариваться с менее требовательными региональными банками и пытаются привлечь западное финансирование. Последнее становится для них все более актуальным и доступным, поскольку в условиях стабилизации ситуации на российском рынке все больше западных инвесторов готово вкладываться в российские компании, и, кроме того, зарубежные средства оказываются традиционно дешевле отечественных. Также все больше лизинговых компаний начинает рассматривать векселя и облигации как перспективный источник дешевого финансирования, так что в ближайшие несколько лет вполне можно ожидать широкомасштабного выхода лизинговых компаний на рынок ценных бумаг. Еще одна проблема, с которой сталкивается абсолютное большинство лизинговых компаний, связана с уплатой налогов. Начнем с того, что налоговые органы как всегда ревностно выискивают малейшие нарушения, проверяют итоги деятельности компании за один и тот же период по нескольку раз и упорно отстаивают любую, даже заведомо проигрышную, позицию в суде. И в этом плане изменения в 25-й главе Налогового кодекса, касающиеся порядка учета капитальных вложений в основные средства (с 1 января 2006 года организации имеют право списать на расходы единовременно 10% первоначальной стоимости основных средств, а также 10% расходов при их достройке, дооборудовании, модернизации, техническом перевооружении или частичной ликвидации. Кроме этого, неотделимые улучшения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается последним, будут подлежать амортизации), отнюдь не добавляют лизинговым компаниям оптимизма. Комментирует Алексей Киркоров, финансовый директор ООО "ИР-Лизинг": "Если прошлый и этот год прошли под эгидой проверок налога на добавленную стоимость лизинговых компаний, то следующие несколько лет пройдут под эгидой проверок налога на прибыль. Это связано с тем, что по огромному количеству вопросов недостаточно разработана нормативная база даже не в плане Закона о лизинге, а в плане налогообложения. Нерешенные вопросы влекут за собой определенные курьезы и оборачиваются нежелательными последствиями. Это касается выкупной цены, зачета авансов, сроков лизинга и ситуации, когда имущество на балансе лизингополучателя и лизинговый платеж меньше амортизации". Еще одна типичная проблема - возмещение НДС, которое в лучшем случае занимает шесть-семь месяцев, а чаще затягивается и на значительно более длительный срок, поскольку требует проведения камеральных и встречных проверок. Так что налоговые льготы не даются лизингу даром. Конец 2005 года ознаменовался приходом на российский рынок нескольких известных западных игроков. В октябре открылась "ЦХГ Меридиан" - "дочка" крупнейшей лизинговой ИТ-компании в Европе CHG Meridian Deutsche Computer Leasing AG. Месяц спустя о начале работы в России объявил и один из ведущих универсальных лизинговых холдингов VB-Leasing International Holding Gmbh, который будет представлять созданная им компания "ФБ-Лизинг". Изменения произошли и среди ведущих игроков отечественного рынка. В связи с выходом из состава акционеров компании ОАО "КамАЗ" ребрендинг провел "КамАЗ-Лизинг", теперь выступающий на рынке под маркой "Главлизинг". КамАЗ же в свою очередь создал компанию с одноименным названием для продвижения лизинга от производителя. И это только начало - на рынке еще будут появляться новые игроки. Остающаяся по-прежнему высокой степень износа основных фондов вкупе с потенциально большим рынком и растущей инвестиционной привлекательностью экономики в целом не могут не привлечь внимания зарубежных компаний. Это будут как профессиональные западные лизинговые компании, так и занимающиеся продвижением своей техники азиатские поставщики. "По мере улучшения законодательной базы Россия становится более привлекательной для зарубежных инвесторов, как для западных, так и для восточных. И японские, и китайские товаропроизводители стремятся выйти на новые рынки, и лизинг может быть использован ими как один из инструментов продвижения. Это могут быть прежде всего поставщики, стремящиеся таким образом расширить рынки сбыта и рассматривающие лизинг как один из инструментов достижения цели", - отмечает Андрей Первышин, президент ассоциации лизинговых компаний "Промсвязьлизинг". Другой источник изменения состава игроков - возникновение объединенных компаний: рынок уже дорос до использования процедуры слияния и поглощения. Конкуренция усиливается, объемы лизингового бизнеса растут, а автоматизация лизинговых компаний ведет к увеличению точности оценки рисков отдельных сделок и портфеля в целом. В результате уже в ближайшем будущем одним из вариантов дальнейшего развития компаний может стать объединение портфелей. Использование данной стратегии также даст компаниям возможность в более короткие сроки выйти на новые региональные рынки, освоить новые сегменты и существенно нарастить объемы сделок. |