12.12.2005  Российская водка берет пример с пива

   Российский рынок водки пошел по пути пивного рынка, встав на путь консолидации активов. Его крупнейшие игроки реорганизуют бизнес, объявляют о слиянии, стремительно наращивают доли рынка и готовятся противостоять приходу в Россию зарубежных производителей водки, прежде всего с Украины.
   Всю прошлую неделю отечественный алкогольный рынок жил под знаком консолидации и объявлений о грядущих поглощениях. Первым отличился второй после московского завода "Кристалл" игрок российского водочного рынка - петербургская компания "Веда". Питерский водочный гигант заявил о намерении увеличить свою долю российского рынка в три раза за два года. К 2008 году питерский производитель водки намерен захватить 15% российского рынка.
   Российский рынок крепкого алкоголя сильно разрознен. Сегодня на нем работает около 400 ликероводочных заводов. При этом общая доля рынка десяти крупнейших игроков не дотягивает и до 20%. Доля "Веды", по данным Национальной алкогольной ассоциации, по итогам 8 месяцев 2005 года равнялась 5,6%. Таким образом, чтобы достичь заявленных результатов, компании ежегодно придется увеличивать этот показатель почти на 100%.
   В реальность этой цифры верится с трудом, особенно если учесть, что алкогольной отрасли с нового года придется жить по новому закону, который на некоторое время может парализовать отрасль и отбросить назад производственные показатели российских водочников.
   На прошлой неделе рынок взбудоражили слухи о слиянии двух крупных игроков: Русской винно-водочной компании (РВВК, бренд "Флагман") и завода "ОСТ-Алко" (бренды "Шустов", "Стольная"), принадлежащего группе "ОСТ". После слияния РВВК и "ОСТ-Алко" в руках объединенной компании окажется почти 6% российской водки.
   На пятки российским производителям наступают украинские водочники, сумевшие в прошлом году увеличить в четыре раза свою долю на российском рынке. В этом году, по прогнозам аналитиков, украинская водка отберет у россиян еще 4% и повысит свою долю рынка до 8-10%.
   До сих пор украинская продукция шла на российский рынок беспрепятственно и с таможни попадала прямиком в розницу. В то время как российская водка шла через акцизные склады, где простаивала месяцами, что снижало оборотные средства компаний и делало невыгодной работу ритейлеров с российской продукцией. С нового года вступающий в силу закон отменяет систему акцизных складов и облегчает сбыт продукции российским производителям.
   Однако украинские водочники намерены идти на российский рынок бравым маршем. Для этого они открывают собственное производство в России.
   На прошлой неделе лидер алкогольного рынка СНГ - компания "Союз-Виктан" объявила о запуске своего завода в России. "С января мы перестаем быть импортерами водки в Россию, - заявил председатель наблюдательного совета компании «Союз-Виктан» Андрей Охлопков. - Мощности нашего завода в Подмосковье при максимальной загрузке составляют 8 млн. декалитров в год". В данный момент украинский водочник проводит мониторинг рынка с целью покупки в 2006 году второго завода в России.