08.12.2005  Госдума ограничит срок продажи алкоголя со старыми акцизными марками

   В следующем году российским розничным продавцам алкогольной продукции придется вылить 200 млн бутылок водки, коньяка и виски. Такую страшную картину рисуют российские чиновники. Депутаты Госдумы совместно с правительством подготовили ряд изменений в принятый летом текущего года Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной и спиртосодержащей продукции".
   В частности, изменения в закон предполагают ограничение срока реализации алкогольной продукции со старыми марками до 1 июля 2006 года. Напомним, что прежняя редакция закона не вводила ограничений на реализацию алкоголя со старыми акцизными марками. В ближайшие дни законопроект с дополнениями будет вынесен на рассмотрение и, вероятно, принят сразу в трех чтениях.
   По данным Национальной алкогольной ассоциации, новые законодательные ограничения приведут к тому, что российские розничные торговцы не успеют реализовать до 10 млн дал (200 млн бутылок) маркированной в текущем году продукции. Это составляет около 14% годового объема продаж крепкого алкоголя в России.
   Дело в том, что участникам алкогольного рынка с нового года необходимо будет пройти перелицензирование и оформить новые документы на торговлю алкоголем. По мнению экспертов, многие розничные продавцы просто не успеют переоформить лицензии. Особенно это касается индивидуальных предпринимателей, которым новый закон вообще запрещает участвовать в розничной продаже алкогольной продукции.
   Чтобы не уйти с рынка, индивидуальным предпринимателям надлежит получить статус юридического лица, которое затем сможет приобрести лицензию на торговлю алкоголем. Этот механизм переоформления более сложный, а учитывая то, что в ряде регионов лицензии становятся платными, и довольно затратный. К примеру, в Санкт-Петербурге лицензионный сбор составляет 60 тысяч рублей. А между тем в ряде регионов на долю индивидуальных предпринимателей приходится до 80% от общего розничного оборота алкоголя.
   Вернуть нереализованную продукцию розничники также не смогут. Закон просто не предусматривает механизм перемаркировки находящегося в продаже алкоголя. Вернуть непроданную водку просто будет некому: оптовики не получат необходимой лицензии, акцизные склады будут ликвидированы, а производителям налоговики не выдадут марки нового образца для перемаркировки бутылок со старыми марками. Поскольку весь акциз за старую марку уже в текущем году заплатил оптовик, то заново оплачивать уже оплаченный акциз производитель не станет.
   "Прежде всего проблема касается премиального сегмента алкогольного рынка, поскольку оборот дешевой водки довольно высок", - считают в компании "Седьмой континент". Между тем следует отметить, что пока продавцы и законодатели спорят о сроках реализации продукции со старыми акцизными марками, акцизных марок нового образца еще не существует. Для их появления на свет необходимо постановление правительства, которое до сих пор не принято.