07.12.2005 А.Шаронов: правила торговли - более эффективный инструмент, чем закон Потребительский рынок, включающий в себя внутреннюю торговлю, общественное питание, платные услуги населению, бытовое обслуживание, является одной из наиболее динамично развивающихся бюджетообразующих систем, заметил статс-секретарь, замминистра МЭРТ Андрей Шаронов, открывая во вторник первое Всероссийское совещание участников потребительского рынка. По его словам, сегодня в торговле создается более одной пятой национального богатства страны, а доля сектора торговли в ВВП практически сравнялась с долей промышленности. В прошлом году объем продаж в России составил более 5,6 трлн рублей, в этом году ожидается 6,5 трлн руб. (около 220 млрд долларов). Темпы прироста оборота розничной торговли за 10 месяцев текущего года составили примерно 11,8%, общественного питания – 10,4%. В структуре оборота розничной торговли 37% приходится на 4 субъекта РФ – Москву, Санкт-Петербург, Московскую и Самарскую область, подчеркнул замминистра МЭРТ. По его словам, объем платных услуг населению за 10 месяцев вырос на 6,9% (в 2004 г. - на 7,2%). «Более динамичному развитию рынка мешает наличие фальсификата, контрафакта (бытовая техника, аудио- и видеопродукция), низкое качество отдельных видов услуг, недостаточный уровень квалификации менеджмента, значительная сопряженность рынка с "теневой экономикой", - подчеркнул он. По словам А.Шаронова, высокими темпами в России развивается электронная торговля, её оборот в 2004г. составил 1,1 млрд долларов (темпы прироста – 40% в год) – «в российском Интернете крутится 1% от общего рыночного товарооборота». В своем выступлении замминистра МЭРТ особо отметил, что министерство планирует внести изменения в действующие правила торговли, которые сейчас содержат «немало пробелов, сдерживающих бизнес в этой сфере». В частности, в правила торговли по образцам (изменения в них предусматривают право выбора способа предоставления информации для торговли, осуществляемой вне постоянного места нахождения продавца); в правила продажи товаров длительного пользования в кредит (новые формы и условия кредитов); правила оказания услуг общественного питания (ресторанный бизнес). Он также сообщил, что планируется подготовка новых правил продажи товаров дистанционным способом, оказания услуг ломбардами и др. А.Шаронов также выразил свое отношение к разработке ФЗ «О торговле». По его словам, все зависит от того, что понимается под законом о торговле: «Если речь идет о дублировании норм ГК РФ, в котором содержится большой объем норм, посвященных торговле, то мы считаем, что такой закон не нужен, но мы готовы обсуждать эту тему». По мнению А.Шаронова, правила торговли - более эффективный инструмент, чем закон, поэтому, возможно, правовые пробелы нужно устранять как раз правилами, а не законом. «Однако, мы готовы к дискуссии, и рационально эту проблему, безусловно, нужно решать», - еще раз подчеркнул он. Замминистра также затронул проблему административных барьеров для малого бизнеса: «для того чтобы бороться с этой проблемой более глубоко, разрабатываются стандарты государственных услуг, в которых детально и исчерпывающе описана деятельность контролирующих и правоустанавливающих органов, оказывающих услуги или проводящих технически значимые действия в отношении предпринимателей и граждан». Это стандарты осуществления процедур в отношении юридических и физических лиц: сколько эти процедуры должны официально стоить, каковы санкции, применяемые к чиновнику и пр., пояснил он. Всего таких процедур, по словам А.Шаронова, около 400, в 2006 году будет разработано порядка 40 стандартов к ним, в частности, к наиболее часто встречающимся 6 процедурам (регистрация, кадастр, инвентаризация, выдача паспортов и пр.). А.Шаронов сообщил, что в ближайшее время в Госдуму будет внесен законопроект, позволяющий значительно сократить контрольные функции милиции в сфере потребительского рынка. «Большое число полномочий, которые были зафиксированы законом «О милиции» и КоАП и ограничивающие деятельность бизнеса в сфере торговли и услуг, будет исключено», - заметил он. А.Шаронов также заявил, что МЭРТ придерживается мнения «о нецелесообразности обязательного применения контрольно-кассовой техники при использовании системы упрощенного налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». По его словам, защита интересов потребителя может осуществляться выдачей ему документов, свидетельствующих о факте продажи без применения контрольно-кассовых машин. «Отказ от применения контрольно-кассовой техники в отношении этих категорий предпринимателей позволит съэкономить участникам потребительского рынка до 1 млрд долларов ежегодно», - подчеркнул он. Руководитель департамента потребительского рынка и услуг Москвы Владимир Малышков в своем выступлении сделал акцент на то, что опыт развития потребительского рынка и услуг в Москве показывает необходимость принятия ФЗ «О торговле». По его словам, в Москве 99,2% от общего количества услуг составляют частные услуги и торговля, в 2004 году в сферу торговли и услуг столицы было привлечено 8,7 млрд инвестиций. В.Малышков считает, что это стало возможным после принятия в 1998 году московского закона «О торговле». «Если 5 лет назад в столице было 3% предприятий сетевой торговли, то после принятия соответствующей городской программы мы приближаемся к 38%», - сказал он. Каждые 2 недели в столице открывается крупнейший торговый комплекс площадью не менее 40 квадратных метров, но за активным развитием рынка последовали проблемы. Сейчас образовался «перекос» - небольшие предприятия не выдержали конкуренции с крупными торговыми центрами, заметил он. По словам В.Малышкова, для решения этой проблемы реализуется городская программа по созданию магазинов «шаговой доступности». «Мы наметили в течение 5 лет открыть почти 3 тысячи таких магазинов. Второй год идет выполнение этой программы, 446 магазинов уже открыто», - подчеркнул он. Председатель Комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле администрации Санкт-Петербурга Владимир Бланк перечислил основные проблемы потребительского рынка и услуг города: отсутствие услуг "шаговой доступности", недостаточная защита прав потребителя, нелегальный торговый оборот, отсутствие нормального квоторегулирования и саморегулирования рынка, а также недостаток профессиональных кадров – «50% кадрового состава не имеют никакого специального образования». По его мнению, на региональном уровне обязательно нужно регламентировать функции по упрощению регистрации объектов недвижимости. В.Бланк заметил, что федеральным органам власти необходимо использовать опыт регионов при разработке законодательных актов, чтобы решить проблему их несогласованности, например, УК РФ, КоАП РФ и ГК РФ. А.Шаронов прокомментировал некоторые прозвучавшие в ходе заседания высказывания. По его словам, внутренняя торговля не относится исключительно к компетенции федеральных органов власти – это компетенция регионов, «поэтому ожидать, что будет выстроена властная вертикаль, во главе которой стоит МЭРТ, не надо». В компетенции МЭРТ находятся вопросы защиты прав потребителей, правила торговли. «В МЭРТ готовы рассматривать закон о торговле, но у него должен быть самостоятельный предмет регулирования», - сказал он и заметил, что точно такая же дискуссия идет по закону о малом предпринимательстве. «У меня есть ощущение, что нужно грамотно менять закон «О милиции», тогда намного легче будет жить малому предпринимателю. Это будет эффективнее, чем даже принятие закона о МП», - сказал он. По словам Шаронова, опыт Москвы по созданию магазинов «шаговой доступности», магазинов для ветеранов очень интересен и говорит о том, что "регионы не нужно учить, как делать такие магазины". «Опыт регионов необходимо использовать», - заметил он. В.Малышков согласился, что в ФЗ «О торговле» не должны быть прописаны нормы создания подобных магазинов, «это дело местных властей, но в законе должны быть указаны место и роль торговли в государстве, нужна моральная поддержка и отношение государства к этой отрасли». Например, по его словам, в законе должно быть указано, что несанкционированной торговли не должно быть. А.Шаронов, в свою очередь, заметил, что МЭРТ готово вместе с профессиональным сообществом участвовать в выработке «рекомендаций в отношении структуры управления в области внутренней торговли». На вопрос ИА «Альянс Медиа» о судьбе закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» А.Шаронов ответил, что «существует текст закона, который более или менее комфортен и для профессионального сообщества, и для госорганов. Сейчас он проходит обсуждение и еще в правительство не внесен». |