05.12.2005  Ярославль: лизинговые компании обслуживают в основном малый и средний бизнес

   Лизинг в Ярославле активно развивается на протяжении пяти лет, сообщает газета «Ярославские новости». Эксперты связывают это с общим экономическим ростом в стране и потребностями в инвестиционных ресурсах. Ярославские лизинговые компании обеспечивают в основном малый и средний бизнес. Однако существующая сегодня необходимость в обновлении основных фондов предприятий позволяет экспертам сделать вывод о том, что в перспективе лизинговые услуги расширятся и станут еще более востребованы.
   Ярославский рынок лизинговых услуг находится на начальном пути развития. И пока что спрос, по данным специалистов, превышает предложение. При этом лизинг развивается быстрыми темпами. Эксперты связывают это с общим ростом экономики в стране и потребностями в инвестициях. Так, в ООО "Верхневолжская лизинговая компания" сообщили, что объемы их сделок только за прошедший 2004 год увеличились в 2 - 2,5 раза.
   Эта услуга довольно-таки молодая, причем как в Ярославле, так и в России в целом. Основные крупные лизинговые компании, существующие в городе, начали образовываться в 2000 - 2001 году. А наибольший их рост проявился в 2003 году. Компании стали выходить на самостоятельный уровень, активно осуществлять рекламу своей деятельности. Но, несмотря на это, в информационном плане ярославский рынок развит недостаточно. Многие пока что не знают и не понимают преимуществ и недостатков лизинговых услуг, говорит заместитель директора "Верхневолжской лизинговой компании" Петр Потапов.
   Сегодня на рынке лизинга в основном преобладают местные компании. По словам директора ООО "РосБизнесЛизинг" Олега Шелестова, им принадлежит более 60% объема заключаемых договоров. Остальную часть рынка заполняют лизинговые компании Москвы и других регионов России. "Учитывая перспективы развития лизинга в нашей стране, на данном рынке существует жесткая конкуренция, и в конечном итоге выигрывают те компании, которые имеют возможность привлекать недорогие и долгосрочные инвестиции", - говорит он. Петр Потапов соглашается, что конкуренция действительно существует, но на его взгляд у каждой компании есть свои преимущества, клиентская база. Рынок еще не достаточно насыщен и есть большое поле для деятельности, полагает он.
   На лизинговом рынке сформировано три типа действующих компаний.
   К первому типу относятся компании, созданные кредитными организациями (банками) с целью расширения спектра предлагаемых финансовых услуг. Такие компании работают в основном с клиентами своих банков. Второй тип - это профильные компании, предоставляющие в лизинг специализированное оборудование в той или иной отрасли производства. Обычно это компании, созданные при продавцах или производителях транспорта или спецтехники либо обслуживающие потребности одного крупного лизингополучателя. И третий тип - универсальные компании, предоставляющие в лизинг спектр производственного и торгового оборудования, транспорт и недвижимость.
   Однако, что касается универсальных компаний, то их, по словам Петра Потапова, в Ярославле пока мало. Ведущий специалист сектора кредитования юридических лиц ЯФ "Севергазбанк" Максим Маврин полагает, что лизинг для ярославских банков является сопутствующей деятельностью, а большинство лизинговых компаний в Ярославле - дочерние организации банков.
   Наиболее приоритетными направлениями, по мнению заместителя генерального директора лизинговой компании "Альтернатива" Сергея Бобровского, являются лизинг транспортных средств и производственного оборудования. При этом он уточнил, что основная доля потребителей лизинговых услуг среди региональных лизинговых компаний приходится на предприятия среднего и малого бизнеса.
   Во-первых, это обусловлено ограниченными возможностями ярославских лизинговых компаний по обслуживанию сектора крупных предприятий. Во-вторых, отсутствием достаточного предложения со стороны банков Ярославского региона инвестиционных и долгосрочных кредитных продуктов. Крупные предприятия, у которых есть кредитная история, с успехом для себя используют и предлагаемые кредиты. А у начинающих предприятий такие возможности ограничены. Требования по залогу, а также необходимость вернуть за относительно короткий срок кредит могут быть им не по силам. Именно поэтому возможность лизинговой компании трансформировать короткий кредит в долгосрочный инструмент финансирования капвложений, при отсутствии требования по залогу, очень кстати для малого предприятия, объясняет Сергей Бобровский.