02.12.2005 Г.Хованская: для частных управляющих компаний в ЖКХ нет правил игры на рынке Права частных управляющих компаний не защищены, они выходят на рынок ЖКХ на неравных условиях с ДЭЗами. Такое заявление сделала 1 декабря на пресс-конференции в "РИА Новости" депутат Государственной думы РФ, член Комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Галины Хованская. На встрече с журналистами речь шла о реализации планов введения стопроцентной оплаты услуг ЖКХ. Г. Хованская отметила, что на сегодняшний день 42% российских регионов ввели полную оплату за коммунальные услуги и жилые помещения. Однако, по мнению депутата, вводить полную оплату необходимо одновременно с понижением доли расходов малоимущего населения на оплату услуг ЖКХ. Федеральный стандарт максимальных расходов на квартплату от доходов малоимущей семьи составляет 22%. Менее чем в пятой части регионов доля уменьшена, в Москве введен минимальный стандарт – 10%. Как пояснила Г. Хованская, некоторые регионы сумели снизить этот стандарт, они имеют права это делать за счет регионального бюджета, что допускает новый Жилищный кодекс, но позиция Правительства РФ по этому поводу неизменна: «пусть региональные власти устанавливают свои стандарт, но обеспечивают их за свой счет». В новом году на полную оплату перейдут и другие регионы. В Москве повысят платежи на услуги, предоставляемые естественными монополиями, на 30%. При этом жилищные услуги вырастут только на 7%. «Между тем именно жилищные услуги можно было бы приближать к полной оплате быстрее, потому что в этой сфере – содержание домов, предоставление услуг по управлению жилищным фондом - возможна конкуренция», - подчеркнула Г. Хованская. По словам депутата, федеральные власти обеспокоились этой проблемой, после чего было предложено внести поправки в закон о тарифном регулировании. Формально предпринята попытка ограничить рост цен на тарифы, но на деле, по мнению Г. Хованской, это коснется только оплаты услуг по водоснабжению, и то только в тех домах, где стоят счетчики воды в каждой квартире. По России в среднем это есть в 5% от всего жилья. Остальным придется платить по нормативам, и на деле это означает, что «никто не вправе запретить местной власти (региональной или муниципальной) увеличить размер суточной нормы потребления воды до астрономических величин», - пояснила Г. Хованская. По ее мнению, изменить ситуацию в лучшую сторону может только принятие антимонопольного законодательства. Не лучше обстоит ситуация и с формированием рыночной среды и здоровой конкуренции в обслуживании жилого фонда. Общеизвестно, что с 1 марта все собственники жилья должны выбрать управляющие компании. Но, как пояснила Г. Хованская, до сих пор нет документов, определяющих требования к содержанию жилого имущества и порядок проведения конкурсов по выбору управляющих компаний. На вопрос ИА «Альянс Медиа», почему не видно активного участия предпринимателей в освоении сферы ЖКХ и создании конкурентной среды с ДЭЗами, Г. Хованская пояснила, что известны примеры успешной работы частных управляющих компаний, но их не так много. «Бизнес знает, чего он хочет. Управление жилым фондом - в принципе дело выгодное, но только в тех домах, где нет внутреннего конфликта малоимущих граждан и более обеспеченных собственников квартир», - пояснила депутат. По ее убеждению, городская власть совершила грубейшую ошибку при заселении новых домов: часть фонда выделяли малоимущим, более 60% отдавали в свободную продажу. В такой ситуации изначально заложен конфликт интересов жильцов дома. «Правила игры на рынке для управляющих компаний не определены. Например, вопрос о том, какие платежи должны быть обязательными, а какие - нет для всех жителей дома. Если собрание собственников принимает решение платить за стоянку для 20 иномарок, то кто должен платить - 20 собственников или все 100 жильцов многоквартирного дома - все это вопросы без ответа. И как будут разбираться жльцы дома в каждом конкуретном случае, покажет судебная практика», - пояснила Г. Хованская. Поэтому сегодня частные компании вынуждены работать в достаточно сложных условиях. В отличие от ДЭЗов у них нет собственных помещений, и, кроме того, нет защиты от жильцов - жалобщиков. Как правило, это те жильцы, котрые заниаются незаконной планировкой в домах и мешают жить остальным жильцам, не дают работать частной компании. Все эти причины, по словам депутата, приводят к тому, что мы имеем: выбирать не приходится, поскольку кроме ДЭЗов, желающих стать управляющими компаниями, никого не находится. Однако вопросом №1 следующего года, по прогнозам Г. Хованской, станет вопрос оформления в собсвенность земельных участков под жилыми домами. Как пояснила депутат, участок земли принадлежит собственникам помещений в доме, а не ТСЖ, и не обязательно создавать ТСЖ, чтобы оформить землю в собственность. С 1 марта 2005 года все собственники жилья стали автоматически владельцами участка земли. Но власти не спешат оформлять земельный участок в собственность, и на практике оформление земли возможно только в судебном порядке. «Поведение властей понятно: легче будет построить новый дом или провести дорогу к развлекательному комплексу во дворе жилого дома, если земля не оформлена в собственность. Нужно учитывать очень важный момент – расчет рыночной стоимости квартиры, с учетом стоимости земли будет выглядеть по-иному. Поэтому землю в собственность оформлять надо даже через суд», - резюмировала Г. Хованская. |