01.12.2005 Орловская область: война малых и больших производителей за булки и батоны Орловские хлебопеки каждый год сокращают объемы производства. В то же время потребление продукта уменьшается незначительно. Этот парадокс объясняется просто - местные буханки притесняют, и им на корки вовсю наступают мукодрожжевые конкуренты из соседних регионов. Рынок хлебопродуктов интересен тем, что внимание потребителей к нему не знает сезонных колебаний. Согласно статистике, каждый второй россиянин ежедневно покупает хлеб - спрос, о котором прочие пищевики могут только мечтать. Тем не менее, российский рынок хлебопродуктов в последнее время залихорадило. Сообщения о грядущих на нем переменах, когда заводы-гиганты «задавят» малые предприятия уже мало кого удивляют. Потенциал орловской хлебной промышленности складывается из 82 предприятий, включая подсобное производство. Самостоятельных организаций, выпускающих хлебобулочные изделия, по данным Орелстата на конец 2004 года, в области 24. Из них 11 - малые предприятия, именуемые мини-пекарнями. На самом деле этот термин предполагает, что хлеб сразу из печи попадает на прилавок. Такому требованию отвечает редкая мини-пекарня Орловщины. И предприятия называют так только потому, что любое из них по сравнению с гигантами-хлебозаводами действительно «мини». Их суммарная доля в общем объеме производства не превышает 4%. По данным делового еженедельника «Просторы России», за десять месяцев текущего года хлебобулочные предприятия области в совокупности произвели 56 тыс. тонн изделий, что на шесть процентов меньше по сравнению с тем же периодом прошлого года. К такому сокращению хлебопеки уже привыкли, потому как происходит оно каждый год. В качестве одной из основных его причин называют увеличение доли завозимой продукции. Впрочем, есть и другая ежегодная закономерность: объем производимого малыми предприятиями в минувшем году в сопоставимых ценах увеличился на 44 процента. Годом раньше - примерно на столько же. Получается, что в борьбе заводов-гигантов и мини-пекарен победителей нет. Первые стабильно удерживают пальму первенства по доли своей продукции на рынке (96% гораздо больше четырех). Но в то время как заводы сокращают объемы производства, малые предприятия его наращивают. Впрочем, как сообщил консультант территориального управления Роспотребнадзора в Орловской области В. Колосович, явные отклонения в качестве орловского хлеба обнаруживаются редко. К производителям, так сказать, «старой закалки» претензий не было уже давно. Их продукция отвечает норме по всем показателям. «Разного рода мини-пекарни иногда грешат. Но не все, не часто и не очень сильно», - пояснил представитель Роспотребнадзора. При этом, производство некоторых разновидностей хлеба не только не сократилось, но даже увеличилось. Лидером по росту являются сдобные хлебобулочные изделия и булочки из муки высшего сорта массой менее 500 граммов. Последних, например, по данным Орелстата, в 1995 году выпускалось 9,7 тысячи тонн, а в 2004-м - 18,1 тысячи тонн. А вот у ржаного хлеба самым «черным» был 2001-й год – тогда его выпуск уменьшился сразу на 9 тысяч тонн (с 90 тысяч до 81). Такого сокращения рынок черного хлеба больше не знал. Тем не менее, черный хлеб по сей день остается лидером продаж. Статистика подтверждает, что более половины потребителей покупают именно такой хлеб. Потому комбинаты отдают традиционным сортам и видам хлебобулочных изделий большую часть производственных мощностей - у ведущих производителей доля «традиционки» иногда превышает 60% от общего выпуска. Не меняется с годами отношение орловцев к диетическому хлебу – его ежегодное потребление составляет 100 кг в год в течение десяти лет. У денег и потребительской симпатии к хлебу есть одна взаимосвязь: если доходы населения растут, спрос на хлеб падает, а если снижаются - растет. Так, по данным беспристрастной статистики, с каждым годом население Орловской области живет все лучше, и хлеба люди едят действительно меньше. Например, в 2000 году каждый орловец съедал 410 граммов хлеба в день, а в прошлом году - 389 граммов. Из-за этого специалисты ожидают даже начала переориентации спроса, когда новое поколение станет выбирать свои сорта. Уже сегодня покупатель часто отдает предпочтение нетрадиционным хлебобулочным изделиям (например, багетам или булочкам для гамбургеров). При такой переориентации орловским производителям будет к чему стремиться: до предела хлебной оригинальности им еще далеко. На орловском рынке хлебобулочного производства не ожидается больших перемен. Такой прогноз на ближайшие годы дают большинство непосредственных участников этого рынка. Число производителей, скорее всего, значительно не увеличится, поскольку инвестиционный порог вхождения в отрасль достаточно высок. Резкого роста цен на продукцию отрасли также не предвидится. Не увеличится и емкость рынка. Его расширение возможно лишь за счет выпуска нетрадиционных видов продукции, но потенциальное влияние таких новшеств на общую ситуацию будет незначительным. |