28.11.2005 Казань: частные перевозчики укрупняются Коммерческие маршрутки в Казани перевозят каждого шестого пассажира наземного транспорта. По данным городского Комитета по транспорту и связи, в городе с миллионным населением 1,5 тысячи автобусов, принадлежащих 260 частным предпринимателям, тогда как в десятимиллионной Москве на частных маршрутах работают 4,5 тысячи автобусов, а перевозки осуществляют всего 85 предприятий. Таким образом, по развитию частных перевозок Казань почти догнала Москву (там на 10 тысяч населения приходится 4,4 частных автобуса, в Казани - 4,1). Однако транспортная проблема в городе стоит очень остро. Налицо перекос: в городе одни направления фактически не обслуживаются, другие - перегружены маршрутками. Причина в том, что на рынок частных перевозок пришли псевдопредприниматели, ведь сейчас для работы на этом рынке не нужно иметь ни материально-технической базы, ни даже самих автобусов - достаточно оплатить федеральную лицензию. В результате становится возможным и такое: после празднования 1000-летия Казани были вне конкурса открыты новые маршруты - № 50 и 56А, на которых работают однодверные автобусы марки "Хюндай", допускаемые по нормативам лишь к перевозкам на пригородных и междугородных, но никак не на городских маршрутах. Мировая практика показывает: неограниченная конкуренция недопустима, а недобросовестную конкуренцию просто необходимо пресекать. У нас же этого не происходит, и в результате городской общественный транспорт переживает кризис, будучи не в состоянии конкурировать в борьбе за пассажира без правил. Многие частные предприниматели отдали процесс перевозок на откуп водителям, интересуясь лишь дневной выручкой - планом. Водители сами набирают кондукторов, устанавливают график и очередность отправления машин из конечных пунктов маршрута, отклоняются от маршрутов, не имеют четких расписаний движения. До 20 процентов автобусов "ночуют" не в гаражах, а во дворах, их техническое состояние и состояние водителей никто не контролирует. Прямое следствие этого - зафиксированный ГИБДД УВД Казани двукратный по сравнению с 2004 годом рост ДТП, совершенных водителями, работающими у мелких частных перевозчиков. Растет количество водителей автобусов, задержанных за управление в состоянии алкогольного опьянения - только в сентябре по этой причине задержали 15 водителей, работающих у мелких частных предпринимателей. Добросовестные предприниматели понимают, что так дальше продолжаться не может. Уже наметилась тенденция к их объединению в транспортные предприятия - их в Казани сейчас насчитывается 11. Но работа по укрупнению и упорядочению лишь началась, а транспортная катастрофа в городе уже назрела. Только четкие "правила игры" для перевозчиков и жесткий контроль за их исполнением могут гарантировать качество услуг и безопасность пассажиров. В рыночную конкуренцию должно вмешаться государственное регулирование. И не обязательно дожидаться вмешательства Москвы - это можно сделать на республиканском и городском уровне. Первые и самые главные задачи по преодолению кризиса - наложить временный мораторий на открытие новых коммерческих автобусных маршрутов в Казани. Поручить главам органов местного самоуправления изучить пассажиропоток, определиться с маршрутной сетью общественного транспорта, разработать и утвердить паспорта маршрутных схем, причем не только в Казани, а во всех крупных городах республики. А в Казани помимо всего перечисленного еще и провести оптимизацию маршрутной сети с учетом действующих и строящихся линий метрополитена. |