28.11.2005 Орловская область: «азиатские тигры» вытесняют местных машиностроителей Начиная с прошлого года наметилось вытеснение российских производителей с внутренних рынков. Эта тенденция затронула и орловских машиностроителей. К примеру, сократился спрос внутри страны на продукцию ОАО «Автосельмаш», «ПродмашОрел». Более уверенно чувствуют себя предприятия, которые работают на внешний рынок, - ОАО «Ливгидромаш», «Коммаш», ЗАО «Дормаш». Тяжелее приходится малым и средним предприятиям. Так, ООО «Машиностроительный завод «Флакс» в этом году фактически потерял рынок в государствах Средней Азии, не выдержав конкуренции китайских производителей стекольного оборудования, сообщает деловой еженедельник «Просторы России». По мнению генерального директора ОАО «Орловская промышленная компания» В. Аносова, за годы реформ российское машиностроение многое потеряло. «И дело не только в дефиците квалифицированных кадров, самое главное - мы отстали в технологическом отношении. Самостоятельно переоснащаться, без привлечения инвестиций, предприятия не в состоянии, - убежден В. Аносов. - Но инвестиционные кредиты получить трудно. Кредитные ресурсы дорогие. А длинных кредитов практически нет». На Западе технологические компании обновляют оборудование каждые семь-десять лет, вкладывают большие деньги в приобретение лицензий и новые разработки. Там государство выдает компаниям льготные кредиты под 2-2,5% годовых на технологическое развитие и модернизацию. В Китае правительство дает своим производителям на приобретение нового оборудования безвозмездные субсидии. Неудивительно, что продукция китайских машиностроителей оказалась в полтора раза дешевле выпускаемой орловским заводом «Флакс». «Мало того, что у них рабочая сила дешевая, - считает директор завода С. Туболевский, - они ведь работают на самых современных станках, а наши давно пора менять». Сегодня модернизация, техническое переоснащение производства - проблема номер один для наших машиностроителей. «У наших предприятий в сравнении с азиатскими производителями издержки выше (учитывая наши энергоносители, налогообложение и т. д.), то есть мы становимся объективно неконкурентны, - говорит В. Меркулов, генеральный директор ЗАО «Гелиос», глава союза предпринимателей Орловской области. - И если наше государство хочет иметь собственного производителя, оно должно искать варианты, чтобы его поддержать». Одним из таких вариантов, по мнению машиностроителей, могла бы стать компенсация государством части кредитной ставки предприятиям, которые активно модернизируют свое производство. Подобная практика уже существует в сельском хозяйстве. |