23.11.2005 Аграрный сектор нуждается в благоприятных условия вступления РФ в ВТО По оценкам экспертов, вступление России в ВТО вопрос уже решенный. Однако условия и сроки вступления по-прежнему остаются поводом для дискуссий. В ходе круглого стола «Банкротство или подъем ожидает сельское хозяйство России после вступления в ВТО?», состоявшегося во вторник в ИА «Росбалт», были рассмотрены вопросы конкурентоспособности аграрного сектора России после вступления в ВТО, пробелов в законодательстве, а также меры по защите отечественного аграрного комплекса при вступлении в ВТО. Перед началом дискуссии каждый из участников выступил с кратким вводным словом. Директор Института продовольственной политики Алексей Чепа отметил, что вопрос вступления в ВТО можно считать уже решенным в силу того, что Россия не может отказаться от интеграции в мировое сообщество. Однако, по его словам, необходимо «выторговать» благоприятные условия вступления. А. Чепа привел в пример Китай, который в течение 10 лет вел переговоры и вступил в ВТО на благоприятных условиях. «Условия, которые предлагались России в первый момент, были убийственными для таких секторов, как сельское хозяйство или банковская система, - сказал директор Института продовольственной политики. - Сегодня мы пытаемся выторговать лучшие условия, и в определенной степени это у нас получается». Откладывание вступления России в ВТО на год оценивается экспертом позитивно. Он акцентировал внимание на том, что европейские страны вступили в ВТО много лет назад, и условия вступления существенно отличались от тех, которые предлагаются России сейчас. В первую очередь потому, что не учитываются такие факторы, как неблагоприятный климат. Подводя итог вступительного слова, А. Чепа подытожил, что Россия «была и является» аграрной страной, поэтому к вступлению в ВТО нужно отнестись с особым вниманием. Вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут заявил, что для России не стоит вопрос вступления в ВТО любой ценой. «Это вопрос национального самоосознания», - подчеркнул он, отметив, что Россия в силу территориальных особенностей «обречена» быть аграрной страной, какие бы инновационные технологии не развивались, ведь на ее долю приходятся 10% мировых пахотных земель. По словам вице-президента Российского зернового союза, развитие сельского хозяйства – фактор сохранения целостности страны. Он выразил мнение, что при вступлении в ВТО важно учитывать, как этот процесс повлияет на внутренний продовольственный рынок и экспортный потенциал России. «10% пахотных земель и менее 1% в мировой торговле сельскохозяйственной продукцией – это слишком большой разрыв», - резюмировал он. В свою очередь, руководитель сектора НИИ Министерства финансов РФ Виктория Иванова заявила, Россия в силу cвоего большого потенциала развития не должна оставаться на обочине, отказываясь от вступления в ВТО. Она отметила, что за период переговоров был накоплен позитивный опыт по поддержке сельского хозяйства. «Если сейчас нам хватит единства и сплоченности, то можно наработать за 1,5 года механизмы, каким образом можно сделать сельское хозяйство конкурентоспособным», - сказала В. Иванова. При этом она сообщила, что, несмотря на то что большое количество населения сельской местности находится в тяжелых экономических условиях, имеются небольшие очаги роста аграрного сектора. «Правильная программа поддержки сельского хозяйства обеспечит вступление России в ВТО без потерь», - заключила она. Глава российского представительства Совета США по экспорту домашней птицы и яиц Альберт Демьянов предложил рассматривать вступление России в ВТО как шанс. «Это вопрос выживания или выхода на новые рынки», - уточнил он. По его словам, вопрос выживания на мировых рынках животноводческой и птицеводческой отраслей, которые динамично развиваются, заключается в выходе на уровень мировых стандартов. Потенциал выхода на мировой уровень заключается во внедрении глубокой обработки продукции. По мнению А. Демьянова, главный плюс вступления в ВТО – установление четких правил развития рынка с учетом перспективы. Ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников отметил, что отечественное сельское хозяйство деградирует и без вступления в ВТО. По его словам, трудности – это не повод для отказа от вступления в ВТО. Главное, это проработать соответствующие механизмы защиты. «Необходимо реализовывать стратегия развития сельского хозяйства с учетом вступления в ВТО», - пояснил он. В ходе дискуссии руководитель сектора НИИ Министерства финансов РФ сообщила, что нормативная база, регулирующая сельскохозяйственную деятельность, является слабой. Во-первых, до сих пор существует несколько законопроектов о развитии сельского хозяйства, ни один из которых не принят. «Самое главное – это четко очерченное правовое поле», - сказала она. По мнению В. Ивановой, государство должно взять на себя риски за реализацию сельскохозяйственной продукции производителями при наличии минимальных гарантированных цен. Во-вторых, необходимо принять программу по оказанию социальной помощи жителям аграрных регионов, находящихся в упадке в связи с банкротством сельхозпредприятий. Кроме того, нужно разрешить вопрос с теми земельными угодьями, которые формально закреплены за аграрными предприятиями, но на самом деле никто не занимается их возделыванием. В-третьих, сельхозпредприятиям должен быть обеспечен доступ к кредитным ресурсам. Для преодоления этих болевых точек, по мнению В. Ивановой, необходима консолидация усилий государства и бизнеса. Позицию в отношении слабой правовой базы разделил и А. Корбут. Причем в случае с законом о сельскохозяйственной деятельности речь идет о ее отсутствии. Он сообщил, что проект закона о сельскохозяйственной деятельности будет внесен в Госдуму на рассмотрение в конце этого года, и выразил надежду, что он будет принят на весенней сессии. Вице-президент Российского зернового союза подчеркнул, что данная организация принимала участие в его разработке. Основное внимание в процессе подготовки данного законопроекта было уделено аспектам регуляции продовольственного рынка и созданию прозрачной системы информирования общества о состоянии сельского хозяйства. По его словам, взаимодействие между властью и бизнесом - это заслуга министра сельского хозяйства Алексея Гордеева. При этом он отметил, что данный законопроект – рамочного действия, так как в нем не оговариваются объемы господдержки сельского хозяйства. «Этот закон позволит бизнесу долгосрочно планировать свою деятельность, - отметил А. Корбут. – Сейчас мы планируем на год вперед, а точнее, от посева до уборки». В отношении Национального проекта в области сельского хозяйства А. Корбут высказал мнение, что он также позволит расширить «горизонты планирования», что благоприятно скажется на инвестиционной привлекательности отрасли. В свою очередь, по его словам, реализация закона о техническом регулировании соответствует процессу гармонизации национальных стандартов и требований ВТО. Вице-президент Российского зернового союза акцентировал внимание на том, что сельское хозяйство развивается дифференцированно. Общий рост в отрасли составляет 1,5%. Но некоторые отрасли сельского хозяйства, например, зерновая и птицеводство, развиваются более интенсивными темпами. В настоящее время в зерновой отрасли насчитывает около 20 тыс. крупных сельскохозяйственных предприятий и 200 тыс. мелких крестьянских и фермерских хозяйств. По мнению А. Корбута, механизмы их поддержки должны быть разными: те, чья экономическая деятельность отличается эффективностью, должны получить доступ к кредитным ресурсам, а находящиеся в стадии кризиса – социальные гарантии для работников. В отношении продовольственной безопасности России А. Корбут отметил, что объем импорта продовольственной сельхозпродукции составил в прошлом году $ 15 млрд. При этом он отметил, что необходимо учитывать тот факт, что в структуру импорта входит продукция, которая не производится в России, например, бананы и кофе. Таким образом, цифра в 17 млрд. с учетом этой особенности может составить $ 7 млрд. При этом экспорт «неприлично мал» - равен $ 3 млрд. «Когда экспорт будет соответствовать импорту, тогда можно быть спокойным за продовольственную безопасность», - отметил вице-президент Российского зернового союза. Отвечая на вопрос ИА «Альянс Медиа», как скажется вступление России в ВТО на малых сельскохозяйственных производителях, А. Давлеев отметил, что в животноводческой и птицеводческой отраслях будет происходить концентрация производства. «Фермер не может конкурировать с крупными хозяйствами», - сказал он, пояснив, что основные источники рисков по распространению птичьего гриппа – малые крестьянские хозяйства. Эксперт акцентировал внимание на том, что мировой опыт показывает, что такие хозяйства поглощаются крупными вертикально интегрированными холдингами. Такие холдинги охватывают всю вертикаль производства сельскохозяйственной продукции в отрасли – от производства кормов до маркетинга и продаж, включая выращивание и переработку. Таким образом, процессы концентрации и поглощения мелких производителей крупными будут нарастать. «Укрупнение сельскохозяйственных производств способствует повышению качества продукции», - резюмировал он. Подводя итоги по завершению дискуссии, А. Корбут отметил, что Россия при вступлении в ВТО должна воспользоваться опытом Бразилии, которая «отбила» у ВТО права на субсидии для хлопковой отрасли. «Россия должна продолжать вести дополнительные переговоры по квотированию и субсидиям, - сказал он, отметив, что необходимо настаивать на равных условиях. По его словам, когда Европа отменит субсидирование экспорта, тогда этого же можно требовать от России. В свою очередь, А. Давлеев выразил мнение, что необходимо наличие согласованной позиции по условиям вступления России в ВТО Министерства сельского хозяйства и Минфина. |