21.11.2005  Могут появиться маршрутки на рельсах

   Увеличение спроса на пригородный железнодорожный транспорт рождает оригинальные предложения. Возможно, в ближайшее время в пригороды Петербурга можно будет доехать на "железнодорожной маршрутке".
   В январе - октябре 2005 года Октябрьская железная дорога увеличила объем пассажирских перевозок в пригородном сообщении на 25% по сравнению с прошлым годом. Такие данные приводит пресс-служба ОЖД.
   По прогнозам экспертов, в ближайшее время заинтересованность жителей города и области в пригородном железнодорожном транспорте возрастет. А значит, потребуется альтернатива электричкам.
   В настоящее время пригородными железнодорожными перевозками занимается ОАО "РЖД". При отсутствии какой-либо конкуренции качество данной услуги оставляет желать лучшего. Электрички курсируют редко, нерегулярно, расписание меняется практически ежедневно. Больше всего пассажиров возмущает то обстоятельство, что купленные билеты в пригородных железнодорожных кассах обмену и возврату не подлежат. Даже в том случае, если воспользоваться услугами железной дороги невозможно по ее же вине.
   Однако электрички все равно не остаются пустыми: жители городов-спутников в большинстве своем работают и учатся в Петербурге. Продвинутые владельцы коммерческих автобусов давно уже освоили все возможные маршруты доставки пассажиров к городскому метро и обратно. Но проблему они решить не в состоянии - пассажиров гораздо больше, чем автомобильного транспорта.
   Главный железнодорожный монополист России постоянно заявляет о том, что пригородные перевозки убыточны, однако передать эту часть рынка в частные руки почему-то не спешит. Есть мнение, что РЖД поддерживают "миф" об убыточности данного вида перевозок для того, чтобы избавиться от перспективных конкурентов. Между тем организация пригородных железнодорожных перевозок частными компаниями могла бы стать доходным бизнесом как для самих компаний, так и для монополистов. Частники могли бы организовать пригородные перевозки, арендуя у РЖД подвижной состав.
   По мнению экспертов, "железнодорожные маршрутки" будут пользоваться успехом и составят конкуренцию автотранспорту. В частности, потому, что электрички в отличие от автотранспорта не стоят в пробках и двигаются по расписанию, а значит, пассажир может рассчитать время, которое потратит на дорогу. Кроме того, петербургские железнодорожные вокзалы расположены возле центральных станций метро, тогда как маршрутки часто привозят пассажиров в "спальные" районы. Безусловно, в пользу "маршруток на рельсах" сыграет и повышенная аварийность автомобильных "маршруток".
   Инвестиционная программа ОАО "РЖД" предполагает использование такого инвестиционного механизма, как лизинг. Таким образом, частные компании смогут арендовать у РЖД подвижной состав и организовать на железной дороге "маршрутные такси". Кстати, столичная магистраль уже решилась на смелый эксперимент: между Москвой и Зеленоградом начинает курсировать первый в России частный пригородный поезд. Организатором маршрута является ООО "Экспресс Крюково-Москва", арендовавшее у РЖД поезд и заключившее с госкомпанией договор на обслуживание состава и предоставление маршрутов. Петербургским бизнесменам пока, видимо, не удается договориться с РЖД об аренде подвижного состава. Однако озвученные выше планы монополиста позволяют надеяться на изменение ситуации в лучшую сторону.