21.11.2005 Россияне отказываются от молдавских фруктовых и овощных напитков Поставки соков в Россию из Молдовы в этом году сократились вдвое. Отчасти свою роль сыграл весенний запрет на ввоз растениеводческой продукции из этой страны на нашу территорию. Однако главной причиной эксперты называют растущую популярность отечественных соков на российском рынке. Как сообщило вчера Министерство сельского хозяйства и пищевой промышленности Молдовы, за 9 месяцев 2005 года эта страна сократила экспорт соков в Россию до 3,3 тыс. т. Если учесть, что в прошлом году с января по сентябрь поставки составили 6,7 тыс. т., налицо двукратное падение. В стоимостном выражении соковый молдавский экспорт за этот период сократился на 26% – с 2,3 до 1,7 млн. долларов. Еще пять лет назад доля импорта оценивалась в 65% всего сокового рынка России. Сейчас же аналитики отводят ей скромные 5–7%. Бывшие страны СНГ поставляют свою продукцию на рынки соседних с ними российских регионов, страны Западной Европы работают в так называемом премиальном сегменте, где продукция отличается повышенным качеством и более высокими ценами. Основные страны-экспортеры соков на отечественный рынок – Молдавия (27% общего объема нашего импорта), Нидерланды (19%), Таджикистан (12%), Украина (5%), Иран (4%), Венгрия (3%). Дорогие напитки, не делающие погоды на рынке массового потребления, нам поставляют Германия, Италия, Великобритания, Польша. Общее снижение спроса на импортные соки эксперты связывают с двумя причинами. По данным РСПС, напитки производства Германии, Австрии, Франции слишком дороги для российского потребителя. В торговых сетях их цены на 30–50% выше, чем на отечественную продукцию. Производители из стран СНГ уделяют слишком мало внимания продвижению своей продукции на территории России, а потому остаются в проигрыше при сходной цене и качестве товара. Однако сложности в России испытывают не только зарубежные производители. Известно, что наш рынок поделен четырьмя крупнейшими производителями – все остальные вынуждены работать на низкобюджетного регионального потребителя, поэтому в столице о них чаще всего никто ничего не слышал. |