15.11.2005  Новосибирск: салонный бизнес расширяет сервис

   Сибирская индустрия красоты начиналась с энтузиастов, решавшихся реконструировать когда-то заурядные парикмахерские, с надомников, осваивавших тонкости макияжа по журналам с карандашным подстрочным переводом. Миновав эту стадию, салонный бизнес пошел вполне предсказуемым путем — ценовое структурирование, расширение сервисного спектра, создание сетей и брэндов. Этот рынок по-прежнему открыт для операторов любого уровня — и для фрилансеров цирюльного дела, и для международных компаний.
   По мнению директора Международного центра парикмахерского искусства Людмилы Чистовой, главное сегодня — вернуть в салоны красоты мастеров, работающих на дому. "Клиентам все чаще нужна не только качественно оказанная услуга, но и комфорт, который можно получить только в салоне", - сказала она.
   Но, по её словам, чёткого определения салона красоты сегодня нет: "если раньше существовала обязательная сертификация салонов, то сегодня уровень заведения, в том числе и ценовой, определяет сам владелец". Руководители салонов относятся к возможному возврату обязательной сертификации неоднозначно. Директору получение сертификата добавляет хлопот — нужно собирать полный пакет документов, все необходимые справки, заботиться о повышении квалификации мастеров и документальном подтверждении их профессионализма.
   Однако многие предприниматели все же уверены, что именно возврат сертификации поможет навести порядок на рынке. "Возможно, проблема сертификации будет решена на муниципальном уровне, — рассуждает директор сети салонов "Ремикс" Елена Баранова. — Но быстрее всего проблему "классности" салонов решит растущая конкуренция".
   По мнению экспертов, основная проблема салонного бизнеса - персонал, причем проблема эта начинается уже на руководительском уровне. Многие владельцы салонов — бывшие парикмахеры, у них недостаточно опыта в бизнесе, недостаточно знаний для его грамотного ведения. Какое-то время салон-новичок может держаться на плаву, но очень скоро начинаются "провалы", прежде всего с наймом и обучением специалистов.
   Салон с пятью-шестью сотрудниками уже нуждается в выделении руководящего звена. Нужны грамотные управляющие, прошедшие соответствующее обучение и имеющие опыт работы. Проблема управленцев в "салонном бизнесе" стоит достаточно остро, однако основным вопросом руководители салонов считают все же подбор специалистов. "Выпускников, только что закончивших курсы парикмахеров, в городе достаточно много, — комментирует Л.Чистова. — Однако их не спешат брать в салоны — недостаточно опыта, нет нужного уровня работы, нет своих клиентов".
   "Я давно не видела мастеров, которых прямо из обучающего центра можно было бы взять и поставить к креслу работать, — соглашается Е.Баранова. — Получается парадокс: рабочих мест много, но их некому заполнить".
   "Мастера, имеющие клиентов, не хотят работать на хозяина, — уверена Л.Чистова. — Чаще их интересует открытие собственного дела, а пока им это не под силу, такие специалисты работают на дому".
   Основной клиент новосибирских парикмахерских салонов — женщины 40–50 лет, посещающие салон раз в месяц. Именно на такого клиента может делать ставку небольшой салон, расположенный в локальном центре или в спальном районе. Косметологи уверены, что их клиент — женщина 30–35 лет. По общему мнению руководителей салонов красоты, ориентация на молодежную аудиторию не очень перспективна, а вот мужчины — достаточно интересная для салона клиентура, поэтому вполне разумно сделать ставку на нее. "Возможно, это связано с общим ростом бизнес-культуры, — считает директор студии красоты Ahava SPA Наталья Бегунова. По её мнению, уже лет пять мужчины активно начали ухаживать за собой, поэтому им смело можно предлагать весь спектр услуг — парикмахерские, маникюр, педикюр, уход за кожей. "В сфере услуг для мужчин все зависит от мастера, — считает Е.Баранова. — Мужчинам сложно решиться и прийти в салон в первый раз, но если мастер тактично и хорошо сработает, они становятся самыми лучшими и благодарными клиентами, преданными и салону, и конкретному мастеру, который с ними работает".
   "Красота — это очень личный бизнес, — уверена Л.Чистова. — Руководители салонов понимают, что управленческие и психологические навыки зачастую важнее, чем обучение парикмахера мастерству". По мнению директора студии красоты Ahava SPA Н.Бегуновой, нужно зарабатывать деньги не только на услугах, но и на продажах: клиенту незачем идти в супермаркет за первым попавшимся шампунем, в салоне мастер поможет ему подобрать именно то, что необходимо, порекомендует дополнительные средства — например, лечебную серию для волос. Чем шире внедряются подобные услуги, тем успешнее салон, уверены многие руководители. Часто в штат включают специалистов по красоте, профессионально занимающихся продажами. Можно продавать не только товары клиентам, но и профессиональные аксессуары и косметику мастерам других салонов, а также тем, кто работает на дому.
   Для близлежащих регионов Новосибирск — центр обучения и повышения квалификации профессионалов. Сюда приезжают звезды весьма значительного уровня — из Англии, Германии, известные стилисты из Москвы, здесь проводятся конкурсы и фестивали парикмахерского искусства.
   Если "регионалы" обучают своих мастеров в Новосибирске, то руководители новосибирских салонов в обучении своих мастеров ориентируются прежде всего на Москву.
   "За качественным обучением все едут именно в столицу, — рассказывает Н.Бегунова. — Причем обучить мастеров там зачастую дешевле, чем посылать их на мастер-классы, которые заезжие звезды устраивают на периферии". По её словам, обучение в Москве и более рискованно — салон может лишиться перспективного мастера: кадровая проблема в московских салонах зачастую решается как раз с помощью талантливых учеников из провинции.