15.11.2005  Московская область: ритейлеры осваивают райцентры

   В конце минувшей недели турецкая компания "Рамэнка" объявила о планах развивать принадлежащую ей сеть "Рамстор" в отдаленных городах Подмосковья. До конца этого года компания откроет супермаркет в Чехове, а в следующем году запустит два торговых центра в Орехове-Зуеве и Сергиевом Посаде.
   Участники рынка назвали планы владельцев "Рамэнки" характерными для нынешнего этапа развития рынка сетевого ритейла; вслед за городами-миллионниками и областными центрами крупнейшие игроки начали осваивать райцентры.
   Компания уже открыла супермаркет площадью 1,9 тыс. кв. м в Красногорске, а в декабре планирует открыть еще один магазин площадью 2,5 тыс. кв. м в Мытищах. В компании подчеркнули, что будут осваивать не только города–спутники Москвы, но и отдаленные города региона. Так, в Чехове в конце этого года "Рамэнка" откроет супермаркет площадью 1,3 тыс. кв. м, а в Сергиевом Посаде и Орехове-Зуеве – торговые центры площадью по 23 тыс. кв. м. По оценкам экспертов, стоимость открытия супермаркета в Чехове может составить около $500 тыс., а торговых центров в Сергиевом Посаде и Орехове-Зуеве – $10-12 млн каждый.
   До сих пор развивать собственные сети в городах с небольшим населением решались только дискаунтеры. В частности, сети "Дикси", "Пятерочка" и "Магнит" самостоятельно и по франчайзингу развивали свои сети в городах Центрального, Уральского и Южного федеральных округов.
   Ритейлеры, развивающие крупные розничные форматы, ограничивались открытием своих магазинов в Москве, городах-миллионниках и областных центрах с населением не менее 400-500 тыс. человек. Участники рынка отмечают, что именно сейчас для таких компаний настало время осваивать не только города-миллионники и областные центры, но и сравнительно небольшие города с населением 50-300 тыс.
   "Как показывает опыт, чем дальше город от Москвы или областного центра, тем больше в нем денег остается,– считает гендиректор компании 'Магазин магазинов' Анна Ширяева.– Жителям того же Сергиева Посада, в отличие от жителей Мытищ, довольно накладно ездить за покупками в Москву, и большая часть денег остается нерастраченной. А потому прийти в такой город с торгцентром или магазином было бы интересно любому ритейлеру".
   В то же время эксперты отмечают, что для построения полноценной инфраструктуры в городах масштаба райцентра у ритейлеров могут уйти годы. Основная проблема небольших областных городов – это доставка товара. Поэтому стратегия большинства ведущих сетей, которые могли бы стать арендаторами в региональных торгцентрах, не предполагает открытия магазинов в районных центрах в ближайшие 2-3 года.