09.11.2005  Внутренние границы ЕврАзЭС станут прозрачнее, их просветят рентгеном

   В 2006 году страны Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС ) планируют перейти от зоны свободной торговли к Таможенному союзу с единой внешней границей. Об этом сообщил генеральный секретарь ЕврАзЭС Григорий Рапота 9 ноября на пресс-конференции в «Интерфаксе» на тему: «ЕврАзЭС: от режима свободной торговли к таможенному союзу».
   Г. Рапота напомнил, что в ЕврАзЭС, который в этом году отметил 5 лет с момента создания, входят Россия, Казахстан, Белоруссия, Таджикистан и Киргизия. Узбекистан в настоящее время оформляет вступление в сообщество. Еще 3 страны - Украина, Молдавия и Армения - имеют статус наблюдателя.
   По словам генсека ЕврАзЭС, «заявленная тема пресс-конференции отражает суть тех процессов, которые сегодня происходят в ЕврАзЭС». В рамках экономического сообщества на сегодняшний день существует зона свободной торговли. Режим свободной торговли означает, что товары, произведенные на территории государств - членов ЕврАзЭС могут пересекать внутренние границы содружества без ввозных таможенных пошлин, т.е. имеют свободное обращение. Создание Таможенного союза означает переход на качественно новый уровень, и предусматривает свободное обращение на таможенной территории товаров, произведенных в третьих странах. «А это означает, что должны быть: единая общая внешняя таможенная граница с едиными правилами ее пересечения товарами, взимание единых таможенных пошлин на товары, которые запускаются в свободное обращение на таможенной территории», - сообщил Г. Рапота.
   По его словам, выстраиваемое в рамках ЕврАзЭС новое образование – Таможенный союз, будет представлять собой два основных элемента: внешняя таможенная граница с едиными правилами пересечения товарами и наличие некого наднационального органа, отвечающего за процесс таможенного регулирования. «Больше всего дискуссий и сложностей будет связано именно с созданием такого наднационального органа, поскольку это вопрос и политики, и экономики, и даже психологии. Поделиться своим национальным суверенитетом с неким наднациональным органом – это вопрос сложный для любого государства», - подчеркнул Г. Рапота. Он также пояснил, что особенно болезненно решение этого вопроса для бывших союзных республик, которые в течение последних пятнадцати лет были сосредоточены на выстраивании собственного суверенитета.
   По словам Г. Рапоты, наднациональный регулирующий орган по аналогу с ЕС будет обеспечиваться финансово за счет поступлений от импортных тарифов на внешних границах, и «поэтому будет самофинансируемым, имеющим общий бюджет, используемый для развития экономик государств ЕврАзЭС».
   Как подчеркнул Г. Рапота, создание Таможенного союза не отменяет внешние границы государств членов сообщества и направлено на то, чтобы сделать границы внутри сообщества более прозрачными. Но это не означает отказ от таможенного контроля в принципе. «Таможенный контроль останется, но будут уменьшаться именно фискальные функции внутри таможенных границ. При этом на внутренних границах необходимо обеспечить более свободное и беспрепятственное продвижение товаров», - отметил он. По его словам, сообщество тратит огромные средства на оборудование внешних и внутренних границ. Но чем лучше оборудован таможенный пункт, тем быстрее товар проходит через границу. Г. Рапота отметил, что закупка дорогого таможенного оборудования, в частности, новейших рентгеновских установок приведет к существенному снижению затрат времени на таможенное оформление – «машина с грузом будет тратить на эту процедуру минуты, а не часы как сейчас».
   Касаясь вопроса внешних границ, Г. Рапота отметил, что существует комплексная программа обустройства и развития внешних границ в рамках ЕврАзЭС, в реализации которой участвуют пограничные и таможенные службы, а также службы санитарного контроля стран сообщества. «При создании Таможенного союза необходимо создать единые условия и единые правила работы для внешней границы в рамках сообщества. Но это вопрос договоренности с третьей страной. Если это граница с Финляндией, то это вопрос договоренностей России и Финляндии, если это граница с Китаем, то это совместное решение России, Казахстана и Китая. Это уже вопрос двусторонних отношений, и его решение не входит в компетенцию ЕврАзЭС », - пояснил он.
   Не менее важными аспектом деятельности сообщества Г. Рапота назвал решение вопроса налогообложения и взаимодействия банковских систем. В частности, он сообщил, что сейчас ЕврАзЭС создает свой собственный банк - «Евразийский банк развития», который предположительно начнет действовать до конца этого года. Уставной капитал банка - $1,5 млрд, а основные учредители Россия и Казахстан, хотя не исключена возможность присоединения к их числу других государств-участников сообщества.
   Г. Рапота особо подчеркнул, что деловые круги должны более активно участвовать в процессах интеграции: если этого не произойдет, то созданное в рамках ЕврАзЭС особое пространство даже с хорошо выстроенным правовым полем можно сравнить с мертворожденным дитя, поскольку жизнедеятельность этого виртуального пространства не будет наполнена экономическим содержанием.
   Впрочем, по мнению Г. Рапоты, само юридическое поле, международное законодательств в рамках сообщества далеки от совершенства. Отвечая на вопрос ИА «Альянс Медиа» о том, где и каким образом должен решаться вопрос экономических споров предпринимателей – участников интеграционного процесса, число которых будет увеличиваться при создании Таможенного союза, Г. Рапота отметил, что это весьма важное обстоятельство, которое всерьез волнует руководство ЕврАзЭС. «Но точно не на стрелке они должны выяснять отношения», - пошутил он.
   Генсек сообщества отметил, что на сегодняшний день существует суд ЕврАзЭС, который базируется в Минске. Функции этого судебного органа весьма ограничены, т. к. изначально он создавался для разрешения конфликтных ситуаций между государствами сообщества в процессе выполнения ими решений, достигнутых в рамках организации. Опыт работы суда показал, что потребности в решении именно этой задачи через суд нет. В то же время возникают проблемы с разрешением споров именно хозяйствующих субъектов, и как правило, решить эту проблему в двустороннем порядке не удается. «Поэтому вопрос расширения полномочий суда ЕврАзЭС именно в части разрешения подобных конфликтов находится сейчас на стадии рассмотрения», - пояснил Г. Рапота.