09.11.2005 Российские розничные сети скупают иностранцев Через несколько лет Россия станет крупнейшим в мире рынком для западных ритейлеров. Причем речь идет не только о глобальных сетевых операторах, планирующих начать бизнес в России, но и о специалистах, для которых наша страна становится местом колоссальных карьерных возможностей. Московское торговое сообщество стремительно интернационализируется. Десятки хедхантинговых компаний заняты тем, что ищут топ-менеджеров по всей Европе по заказу сразу 10-15 российских сетей. По словам консультанта хедхантинговой компании Ward Howell Ольги Щербаковой, обязательным требованием работодателя является наличие у будущего сотрудника опыта работы в глобальной сети первого эшелона. За опыт и громкое имя предыдущей компании российские ритейлеры готовы платить иностранцу от $500 тыс. до $1 млн в год. Сегодня отыскать поляка, немца или француза в штате московской сети первого эшелона проще простого. В "Мосмарте", "Гроссмарте" и "Перекрестке" работает по пять-десять экспатов, в "Патэрсоне" и "Л`Этуале" – по два-три. При этом те, кто уже имеет в штате иностранцев, заявляют, что в ближайшее время намерены увеличить их число. Между тем еще несколько лет назад о возможности подобной кадровой революции никто в отрасли даже не помышлял. Пять лет назад будущее отечественной индустрии торговли выглядело более чем туманно. Предполагалось, что в 2002-2003 годах примеру вышедших на российский рынок Metro и Auchan последуют другие глобальные операторы, включая Wal-Mart и Carrefour. Шансы россиян выжить в таком окружении на тот момент оценивались крайне низко. Однако новых операторов на рынке пока не появилось; российские же компании радикально изменились. Например, в 2004 году российские сети из Топ-5 вплотную приблизились к обороту $1 млрд в год. А некоторые из них – "Патэрсон", "Перекресток", "Пятерочка" – сами начали экспансию за пределы России. Отсутствие близкой угрозы иностранной экспансии радикально изменило стиль мышления отечественных ритейлеров. Прежнюю цель – "продержаться до прихода иностранцев" – заменили на новую: "активное развитие и захват новых рынков". Новые цели потребовали новых решений и новых менеджеров, знакомых с последними ноу-хау в сфере торговли. Собственных управленцев такого уровня в России не оказалось. Прежде всего в России не хватало менеджеров в сфере управления гипермаркетами – самым востребованным отечественной розницей форматом магазинов в начале 2000-х. Именно под проекты гипермаркетов в 2002 году в российских компаниях появились первые экспаты. Планировалось, что пребывание экспатов в России ограничится тремя-четырьмя годами и их место в компаниях займут их ученики из числа местного персонала. Однако многие ритейлеры справедливо рассудили, что такой колоссальный ресурс, как иностранные специалисты, владеющие последними розничными технологиями, можно использовать более эффективно. Например, их руками создать бизнес, работающий по образу и подобию той сети, где раньше работал сотрудник-экспат. Не случайно сейчас в ряде сетей иностранцы брошены на новый фронт – повышение эффективности компаний. Низкая эффективность российских торговых операторов – факт общеизвестный. Оставаться на плаву многим удается исключительно за счет сверхвысокой по европейским меркам торговой наценки – как минимум 20-40%. Однако уже сейчас очевидно, что этот ресурс практически исчерпан и по мере усиления конкуренции наценка будет снижаться. У европейцев же в области оптимизации бизнеса накоплен огромный опыт: уже несколько десятков лет рост прибыли в Западной Европе достигается не за счет открытия новых магазинов, а за счет более эффективного использования имеющихся торговых площадей, снижения издержек, оптимизации ассортимента. Впрочем, политику привлечения иностранных менеджеров поддерживают не все ритейлеры. Например, по словам Николая Власенко, президента группы компаний "Виктория" (управляет сетями магазинов "Квартал" и "Дешево"), он разочаровался в экспатах. " Западные компании очень жестко структурированы: каждый сотрудник, даже топ-менеджер, знает только свой, достаточно узкий участок работы компании. Нас же интересовал человек, способный повысить эффективность всей компании. Иностранцы, с которыми общались мы, запрашивали до $1 млн в год. Я не уверен, что отдача от их работы будет эквивалентной этой сумме". Аналитик ОФГ Алексей Кривошапко также считает практику найма иностранных специалистов неактуальной: "Рынок не насыщен. Потребность в магазинах в разы превосходит их количество. Поэтому пока любой магазин будет пользоваться спросом. И тратиться на наем экспатов для оптимизации бизнеса сейчас еще не время. Более или менее жесткая конкуренция начнется, когда на сети будет приходиться не меньше 50% рынка. Но даже Москве до этого уровня еще далеко". Впрочем, ответа на вопрос, кто в этом споре прав, осталось ждать недолго. Приход новых глобальных операторов неизбежен. Угроза масштабной экспансии иностранных ритейлеров в Россию всего лишь отодвинута на несколько лет. |