09.11.2005  Москва: предприниматели пожинают плоды неучастия в разработке 102-ФЗ

   В связи с изменениями в федеральном законодательстве московское правительство готовит постановление, предусматривающее нормы по ограничению розничной продажи алкогольной продукции в столице. Этот документ устанавливает необходимую сумму уставного капитала для торгующих алкоголем предприятий, ограничивает время их работы, предусматривает декларирование розницы, а также содержит еще ряд спорных и противоречивых норм. Все эти вопросы были подняты во вторник, 8 ноября, на заседании Общественно-экспертного совета по малому предпринимательству при мэре и правительстве Москвы.
   Темой заседания было рассмотрение проекта постановления правительства Москвы «О мерах по выполнению нормативных и правовых актов Российской Федерации в области государственного регулирования и оборота алкогольной продукции», а также вопросы, связанные с реализацией Федерального закона №102.
   С основным докладом по рассматриваемому вопросу выступила начальник Управления по государственному регулированию производства и оборота алкогольной продукции Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы Валентина Сучкова. Она сообщила, что с 1 января 2006 года в связи с выходом 102-ФЗ существенно изменятся правила функционирования российского алкогольного рынка. По ее словам, основной целью федерального закона было ужесточение требований к алкогольной отрасли. До сих пор все попытки реформировать эту сферу не привели к каким-либо ощутимым результатам, кроме того, они были направлены на оптовое звено данного рынка. Данным законом реформированы функции и полномочия субъектов РФ в плане влияния на алкогольный рынок. В частности, с 1 июля 2006 года субъекты РФ не будут производить аккредитацию оптовых организаций, и поставки алкогольной продукции в розничную сеть будут осуществляться любыми оптовыми организациями. Также субъекты РФ не будут участвовать в согласовании на выдачу оптовых лицензий, в распределении квот на производство спирта и проч. Кроме того, новый ФЗ предоставляет субъектам РФ новые полномочия в данной сфере, в частности, по установлению ограничений в режиме работы предприятий, занимающихся розничной продажей алкоголя, а также по вводу декларирования.
   Как отметила В.Сучкова, в целях приведения в соответствие московского законодательства федеральному, а также для защиты прав столичных предпринимателей правительство г. Москвы и разрабатывает представленный проект постановления. Занимается этим Департамент потребительского рынка и услуг г. Москвы. В работе над документом активное участие принимает Департамент поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы, который направил в Департамент потребительского рынка и услуг свои предложения, а на минувшей неделе спорные вопросы обсудили главы обоих департаментов.
   Проект постановления, в частности, устанавливает, что с 1 января 2006 года лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в г. Москве выдаются (продлеваются, переоформляются) только организациям, имеющим оплаченный уставный капитал в размере не менее 1 млн рублей. Как сообщила В.Сучкова, в результате переговоров с ДПиРМП было принято решение, по которому для субъектов малого предпринимательства, внесенных в Реестр субъектов малого предпринимательства г. Москвы, размер оплаченного уставного капитала будет составлять не менее 300 тыс. рублей.
   Документ также ограничивает время розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции: ее можно продавать не ранее 8 ч. и не позднее 22 ч. Круглосуточная продажа алкогольной продукции устанавливается по согласованию с префектурой административного округа. По словам В.Сучковой, в этот пункт постановления также были внесены изменения, по которым данные ограничения не будут распространяться на предприятия общественного питания.
   Кроме того, как сообщила В.Сучкова, из документа исключена норма, устанавливающая увеличение размера сбора за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции до 60 тыс. рублей сроком на 5 лет. «Мы считаем, что лицензионный сбор будет устанавливаться законом г.Москвы, и депутаты внесут свои предложения», - пояснила она.
   В.Сучкова остановилась также на прописанной в документе норме, по которой с 1 июля 2006 года не допускается розничная продажа алкоголя без предварительной оплаты поставляемой продукции. Эта норма, сообщила она, прописана в ФЗ №102, и московское правительство отменить ее не может. Однако, подчеркнула В.Сучкова, данная норма не ограничивает уровень предоплаты, которая не обязательно должна составлять все 100% стоимости товара. «Можно включить в договор поставки, сколько процентов будет составлять предоплата», - пояснила она.
   Также В.Сучкова отметила, что в Москве с 1 июля 2006 года планируется ввести декларирование продажи в розницу алкогольной продукции. Для этого Департамент потребительского рынка и услуг за счет городского бюджета установит на всех предприятиях столицы, реализующих в розницу алкоголь, единую информационную систему. Целью этой работы является то, чтобы предприниматели грамотно заполняли декларации и сдавали их в срок, в результате чего не подпадали бы под различные штрафные санкции. Суть этой системы В.Сучкова охарактеризовала следующим образом: «Когда будет приходить товар, данные накладной нужно будет вносить в эту систему. Вся информация будет поступать в единый центр, который будет расположен в Департаменте потребительского рынка и услуг г. Москвы. Для установки системы предпринимателям нужен только компьютер с выходом в Интернет. Работник, который будет заниматься этим, также будет обучен за счет департамента».
   Выступивший в ходе заседания министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы Михаил Вышегородцев пояснил, почему в документе появилась норма об обязательной сумме уставного капитала для малого предприятия в 300 тыс. рублей. Он сообщил, что эта цифра является результатом дискуссии с участием его и руководителя Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы Владимира Малышкова. В ходе нее обсуждался как изначальный вариант в 1 млн рублей, так и предложение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» в 100 тыс. рублей. «В результате дискуссии сумма в 1 млн рублей, обозначенная в федеральном законе как максимальная сумма уставного капитала, превратилась в 300 тыс. рублей. «ОПОРА РОССИИ» предлагала 100 тыс. рублей. И 1 млн., и 100 тыс. рублей – эти цифры не были обоснованы, окончательная цифра, также не обоснованная, явилась следствием компромисса», - пояснил М.Вышегородцев.
   Он также сообщил, что было решено индивидуальным предпринимателям, которые решат перерегистрироваться в юрлица, не прерывать действие лицензии. Индивидуальным предпринимателям при перерегистрации их лицензия будет переоформляться бесплатно. Кроме того, отметил министр, с большой долей вероятности можно утверждать, что при переоформлении договора аренды в том случае, если индивидуальный предприниматель арендует помещение у города по льготной ставке, она при перерегистрации ПБОЮЛ в ООО или ЗАО за предприятием сохранится, «так как переоформление в юридическое лицо произошло не по воле самого предпринимателя».
   М.Вышегородцев подчеркнул, что все выработанные решения не касаются нестационарных торговых объектов. Продажа спиртных напитков в нестационарных торговых объектах разрешена не будет. Также министр сообщил о его договоренности с В.Малышковым о том, что из проекта постановления будет исключена норма о возможности по договоренности с префектурой продлевать время работы предприятия. «Требования должны быть для всех одинаковыми, в том числе и для крупных круглосуточных супермаркетов», - уверен руководитель ДПиРМП.
   «Нам не удастся внести изменения в ФЗ №102 – это очевидно. Следовательно, нам нужно оградить московских предпринимателей от трат при переоформлении учредительных документов», - резюмировал министр.
   Выступившая в ходе заседания главный специалист Департамента поддержки и развития малого предпринимательств г. Москвы Наталья Уткина сообщила, что, по данным Московской лицензионной палаты, в настоящее время на московском рынке действует 1300 предприятий малого бизнеса и 2200 индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на продажу алкоголя. Она считает, что не более 30% всех ПБОЮЛ смогут реорганизоваться в юрлица. То есть более 1,5 тыс. человек должны будут покинуть алкогольный рынок города. Кроме того, весь малый бизнес, занятый в этой сфере, понесет большие финансовые затраты, и для многих они будут непосильными. «Мы должны подчиниться федеральному закону, но город должен сделать все, что в его силах, для защиты предпринимателей», - заключила Н.Уткина.
   Член Общества купцов и промышленников России Александр Дударенко в ходе обсуждения проекта постановления отметил чрезмерно большой размер необходимого для торговли алкоголем уставного капитала в 300 тыс. рублей. Кроме того, он уверен, что сокращение времени торговли алкоголем приведет к появлению большого объема «теневого» рынка. Он также остановился на прописанной в документе норме, приостанавливающей действие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при непредставлении в установленный срок деклараций о розничной продаже алкоголя. Лицензия должна приостанавливаться только по решению суда, уверен А.Дударенко. «Декларация должна быть одна, простая для заполнения и не влияющая на продление лицензии», - подчеркнул он. Спорной нормой он назвал и необходимость предоплаты за поставленную продукцию для торговли алкоголем.
   Исполнительный директор Лиги предпринимателей торговли Людмила Логотская отметила, что большое сомнение вызывают возможности налоговых инспекций по перерегистрации учредительных документов. Ведь в течение ближайших месяцев несколько тысяч ПБОЮЛ решат перерегистрироваться в юрлица, что при нынешних условиях несомненно создаст очереди и затягивание сроков.
   Делясь с собравшимися выводами, сделанными им в ходе дискуссии на заседании, М.Вышегородцев отметил, что спорных вопросов остается еще много. Департамент готов их все прорабатывать, заверил он участников заседания. «Мы готовы учесть и согласовывать все вопросы с Департаментом потребительского рынка и услуг. Мы на вашей стороне», - обратился он к предпринимателям.
   Подводя итоги заседания, председатель Общественно-экспертного совета по малому предпринимательству при мэре и правительстве Москвы Александр Иоффе отметил, что предпринимательское сообщество России «бежит за уходящим поездом», так как не принимало активного участия в разработке федерального закона. Он считает, что по сравнению с Москвой значительно большие беды реализация ФЗ № 102 принесет в регионах, «где много маленьких палаток, в которых все продается в одном месте».
   А.Иоффе отметил, что остается множество вопросов, решения которых нет в проекте постановления, и это не может не беспокоить предпринимателей. Он уверен, что работу над документом необходимо продолжать. Кроме того, А.Иоффе поддержал высказанное в ходе заседания предложение направить письма в Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия», Торгово-промышленную палату РФ с предложением подготовить единое обращение к Президенту РФ, Совету федерации и Госдуме о внесении изменений в ФЗ № 102.