03.11.2005 Мобильники "почернели" После августовского кризиса 2005 г. на рынке продаж мобильных телефонов в России производители и дилеры заявляли о том, что намерены искать пути решения проблемы – по сути, «обеления» импорта товара. Однако, несмотря на то что сразу несколько крупных сотовых ритейлеров: «Евросеть», DIXIS и «УльтраСтар» – заявили о своем желании самостоятельно ввозить телефоны в Россию с соблюдением всех норм закона, рынок не «побелел». Объем легального рынка уменьшился с 10 до 7%. Эксперты в один голос заявили, что ситуация на рынке мобильных телефонов в России не только не улучшилась, но даже ухудшилась. В РАТЭК отмечают, что рынок из «серого» фактически превратился в «черный». Если «серые» схемы предполагали импорт товара с занижением его стоимости на границе, то при «черной» схеме телефоны не декларируются вообще или провозятся под видом других товаров. Эксперты отмечают, что участники сотового рынка – производители, импортеры и дилеры – пока так и не смогли договориться. В РАТЭК полагают, что дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от того, как будут реагировать государственные органы – МВД и ФТС. В октябре ФТС потребовала от производителей представить таможенной службе прайс-листы, согласно которым должен был «по-белому» ввозиться товар. Однако, по информации РАТЭК, большинство компаний так этого и не сделали – в частности, Siemens, Motorola и Nokia. Видимо, причиной тому не совсем адекватное понимание ситуации со стороны головных (европейских) офисов производителей. Представители Nokia и Motorola отметили, что не продают телефоны напрямую в Россию, а, как и прежде, работают по контрактам и с официальными дистрибьюторами. Официального комментария от компании Siemens получить не удалось, однако неофициальный источник в компании подтвердил, что Siemens работает с российским рынком «как и раньше». Таким образом, ответственность за растаможивание лежит на фирмах-импортерах. По словам эксперта, многие компании-импортеры после августовского кризиса закрылись, однако часть из них просто стала возить товар «по-черному». Для экспертов вполне очевидно, что многие официальные дистрибьюторы производителей также далеко не всегда везут товар «по-белому». Таким образом, в России сейчас сложилась такая ситуация, при которой добросовестные участники рынка (дилеры, которые стали самостоятельно импортировать товар «по-белому») попали в невыгодное положение. Естественно, импортируемые «в черную» телефоны стоят дешевле для потребителя, чем ввезенные без нарушений закона. «Такая ситуация долго продолжаться не может. Либо ФТС и другие госорганы примут какие-либо жесткие меры по пресечению контрабанды и защиты компаний, работающих «по-белому», либо эти компании будут вынуждены с целью сохранения бизнеса искать новые незаконные схемы», – отметил руководитель службы общественных связей РАТЭК Антон Гуськов. Усложняет ситуацию и то, что питерский «серый» канал продолжает работать, как и прежде. «Хотя многие крупные сети стремятся к прозрачности перед государством и инвесторами и потому предпочитают самостоятельно ввозить товар, до сих пор остаются компании, использующие нелегальные схемы ввоза. Как мы уже неоднократно говорили, бороться с этим можно, только объединив усилия государства и участников рынка», – прокомментировала руководитель службы по связям с общественностью компании DIXIS Татьяна Москалева. |