03.11.2005 Суперкомпьютерные центры и их потенциальные клиенты пока не находят друг друга Во всем мире есть практика аренды машинного времени, что выгодно как компаниям, которым требуются вычисления, так и организациям, предоставляющим свои вычислительные мощности в аренду: суперкомпьютерным центрам и компаниям–производителям суперкомпьютеров. Так, для создания известного мультфильма «Шрек-2» анимационное подразделение гиганта киноиндустрии DreamWorks арендовало вычислительные ресурсы более тысячи двухпроцессорных серверов у компании HP. Компания IBM предоставляет аренду машинного времени на самом мощном суперкомпьютере в мире Blue Gene (центр высокопроизводительных вычислений IBM (Рочестер, штат Миннесота). В России наиболее известные вычислительные центры, предоставляющие в аренду вычислительные мощности, принадлежат к академической сфере. Такие организации, как Межведомственный Суперкомпьютерный центр Российской академии наук (МСЦ РАН), Институт программных систем РАН (ИПС РАН) и Научно-исследовательский вычислительный центр МГУ им. Ломоносова (НИВЦ МГУ), на данный момент предоставляют машинное время десяткам государственных организаций. Однако использование этих центров для коммерческих расчетов ограничено именно их академической спецификой, они больше подходят для проведения исследований и научных работ, чем для решения промышленных задач, требующих жестких гарантий сроков и качества обслуживания. Одним из пионеров развития услуг аренды машинного времени в российских научных и образовательных центрах является Южно-Уральский государственный университет, вычислительными ресурсами которого пользуются в том числе и промышленные предприятия Уральского региона. Санкт-Петербургский политехнический университет предоставляет другой комплекс услуг, выполняя инженерные расчеты для российских и зарубежных компаний с использованием собственных вычислительных мощностей. Как отмечает Всеволод Опанасенко, генеральный директор компании «Т-Платформы», с одной стороны, у организаций, готовых предоставлять в аренду вычислительные мощности, нет полного представления о потенциальных клиентах. С другой стороны, фирмы, заинтересованные в таких услугах, не могут найти компании, их предоставляющие, – информация об отечественных компаниях подобного рода просто отсутствует. |