02.11.2005 Орловская область: рынок бутилированной воды растет год от года Бизнес по поставкам бутилированной воды в Орловской области еще очень молод, но у него – большие перспективы. В 2000 году на местный рынок доставки вышли одновременно две компании, работающие с брендами «Живая вода вербная» и «Королевская вода». Первая с 1998 года занималась добычей родниковой воды в Хотынецком районе Орловской области. Вторая вскоре поменяла торговую марку и стала «Чистая вода». За пять лет существования этого бизнеса в Орле местный рынок пытались освоить шесть компаний. Две из них по различным причинам ушли. Остались четыре фирмы, работающие с торговыми марками: «Живая вода», «Чистая вода», «Водяной» (оптовый склад) и «Живая вода вербная». Динамика развития этих фирм - стабильная, без рывков. Отток клиентов по разным причинам из одной фирмы в другую - десять процентов ежегодно. Правда, столько же приходит от конкурентов. Средний показатель динамичности развития рынка бутилированой воды - пятьдесят процентов прироста клиентской базы ежегодно. В столице пользователями бутилированной воды на 80-85 процентов являются юридические лица (то есть фирмы и компании). В Орловской области, по словам специалистов, пропорция между корпоративными и частными, индивидуальными клиентами такая же. Но юрлицо юрлицу рознь. Клиентом может быть очень крупная и состоятельная компания, при этом потребляемость воды у этого клиента будет невысокая, так как кулер (аппарат для нагрева и охлаждения воды) стоит, к примеру, в приемной директора. Между тем в небольшой фирме с численностью 20-30 человек, где доступ к аппарату могут иметь все сотрудники, необходимость подвоза воды возрастает в несколько раз. По информации газеты «Просторы России», сами клиенты делятся профессионалами на две категории: те, которых интересует цена, и те, которых интересует качество. Их пятьдесят на пятьдесят. Хотя бы потому, что большинство клиентов, которые устанавливают кулеры, - частные лица, следящие за своим здоровьем. Конечно, в таком случае клиенту важны непосредственно качество потребляемого продукта и его вкусовые особенности. Большинство корпоративных клиентов, как правило, интересуют цена (в Орловской области средняя цена девятнадцатилитровой бутыли воды с условием доставки сложилась в переделах ста рублей) и сервис (своевременная поставка продукта и обслуживание кулеров). На рынке присутствует сезонность. Непродуманная работа диспетчерской службы компании, разрабатывающей маршруты доставок продукта к клиентам, а также сбой в обмене бутылей может привести к общему сбою работы предприятия и оттоку клиентов. Поэтому логистике в этом бизнесе уделяется особенно пристальное внимание. Самым распространенным аппаратом является кулер, который совмещает в себе функции холодильника и чайника. На местном рынке кулеры представлены продукцией азиатских производителей (Южная Корея и Гонконг). По качеству они не уступают аппаратам европейской сборки, которые ввозить на рынок нет резона из-за их дороговизны. У большинства фирм есть опыт работы по продаже кулеров в рассрочку, но механизмы продажи кулеров в кредит еще не продуманы. Кулеры нуждаются в систематической профилактике (минимум один раз в шесть-восемь месяцев). В Орле есть фирмы, которые занимаются систематической профилактикой кулеров. На время изъятия кулера (а сроки ремонта или профилактики - максимум два-три дня) клиент обеспечивается аналогом. В России компании, занимающиеся этим бизнесом, четко делятся на две группы: производители воды, берущие на себя ее доставку, и компании, своей воды не имеющие. Орловский рынок представлен только одним производителем - ЗАО «Вече». Доставщикам невыгодно приобретать дорогостоящее оборудование по подготовке и очистке воды. Гораздо проще заключать дилерские договоры с производителями. Между тем аналитики рынка прогнозируют, что только та компания, которая обзаведется собственной системой подготовки воды и линией розлива, имеет будущее. |