01.11.2005  Принцип "одного зонтика" для малого бизнеса

   Логистика в свое время сменила маркетинг. Теперь, как считают некоторые ученые, ее вытесняют системы управления цепями поставок, а другие ввели понятие “новая логистика”.
   Маркетинг учит производить товара столько, сколько можно продать, логистика - сколько возьмут на реализацию (сеть долгосрочных контрактов с дистрибуторами и дилерами). А управление цепями поставок (новая логистика) - то, что уже виртуально продано (система гарантированного сбыта по прямым договорам).
   По сути, речь идет о новой форме аутсорсинга - комплексной услуге, помогающей распределить функции сквозного управления поставками между менеджерами предприятий и логистических компаний. На Западе производители товаров все чаще стали получать выделенный доступ к сети, в которую поступают все данные о движении товаров - от цехов к складам, прилавкам магазинов и расчетным узлам с покупателями.
   Сколько реализуют товаров, столько его и будут производить. Это и называется сфокусировать, или “накрыть одним зонтиком”, всю цепочку поставок - от производства до транспортировки, складирования, сбыта.
   Роль фокусировочной (логистической) компании могут взять на себя крупные оптовики. В таком случае торговые сети при каждом удобном случае скупают торговые марки поставщиков. Растет доля товаров, реализуемых под сетевым брэндом. На Западе она иногда доходит до 80% от всех розничных продаж.
   В РФ конкуренция среди групп товаропроизводителей становится острее, чем соперничество между крупными торговыми сетями. Никого не удивляет, что уже появились линейки продуктов “Лента”, “Перекресток”, “Пятерочка”.
   Когда снабженческие цепи замыкаются на нужды крупного потребителя, то наиболее успешные логистические посредники со временем превращаются в его постоянных партнеров. На смену разветвленным и гибким цепям поставок приходят цепи компактные и жесткие. Образуется система прямых продаж, в которую втягиваются партнеры партнеров и поставщики поставщиков.
   В результате такой интеграции у международной табачной компании RJR вместо 100 осталось 11 партнеров, а у британской нефтяной компании ВР - 60 официальных поставщиков, с которыми она заключает контракты.
   Для сравнения: в ОАО “Газпром” ежегодно заключают в среднем по 26 тыс. договоров. Однако, по результатам исследований, проведенных компанией “Интегра”, при оптимальной структуре закупок “Газпрома” может остаться только 5-8 крупных партнеров (логистических аутсорсинговых компаний с суммарным оборотом поставок около $1 млрд в год или около 70% от всех заказов на поставки материалов и оборудования), а также около сотни малых и средних. Если учесть, что газовики уже занялись консолидацией базы данных о своих поставщиках и меняют схемы управления закупками, то дальнейшие их реформы предсказуемы.
   Представители Российской академии транспорта отмечают, что сейчас логистика в узком смысле слова становится синонимом снабжения, в широком - трактуется как глобальная система сбыта и управления всеми потоками поставок, включая информационные и финансовые. В сферу ее влияния втягиваются не только фирмы, но и регионы.
   Если раньше региональные власти западных стран занимались планированием грузоперевозок, то теперь они создают инфраструктуру для продвижения товаров, снятия лишних административных барьеров на их пути. Вопросы транспортировки и складирования увязывают с каналами сбыта продукции национальных предприятий.
   Отсюда следуют два вывода. Первый: комплексное управление цепями поставок поднимают на щит в основном группы крупных компаний. Это позволяет им решать разные задачи: оптимизировать издержки, стимулировать инновации или создавать новые рынки сбыта.
   Для средних и малых компаний аналогичная задача сводится к принципу “одного зонтика”: менеджеру лучше не выжимать соки из каждого подразделения, а позаботиться об общих принципах развития фирмы, для чего выбрать нужный комплект инструментов (инновации плюс традиционные маркетинг и логистика). Это же позволит малому и среднему бизнесу эффективнее кооперироваться с крупными корпорациями.
   Второй вывод: ожидается сокращение дистрибуторских компаний. Диверсификация бизнеса аутсайдеров приведет к появлению инновационных производств, расширению розничных сетей, а также к развитию складского и транспортно-логистического сервиса. Этот процесс уже идет в Москве и начинается в Петербурге.