01.11.2005 Сотовые операторы взяли курс на привлечение компаний среднего и малого бизнеса Сотовые операторы заметно активизировались на рынке корпоративных клиентов. Взят курс на привлечение компаний среднего и малого бизнеса: крупные корпорации уже разобраны. Число корпоративных пользователей растет вместе с рынком сотовой связи. Их доля остается примерно на одном уровне - около 13% (по подсчетам исследовательского агентства iKS-consulting). При объеме всего рынка сотовой связи в 2004 году в $7,9 млрд, доход сотовых операторов от корпоративных пользователей составил чуть более $1 млрд. Потому интерес основных игроков - МТС, «Вымпелкома» (торговая марка «Билайн») и «Мегафона» к этому сегменту вполне естественен. Рынок бизнес-клиентов важен не только из-за его величины. Корпоративные пользователи значительно повышают средний ARPU - месячный доход с одного абонента. По словам Оксаны Панкратовой, аналитика iKS-consulting, сотовые операторы собирают со среднего корпоративного клиента около $50 в месяц. При этом на пользовательском рынке ARPU не превышает $10. Новый виток в борьбе за корпоративного клиента был сделан весной 2005 года. К тому моменту крупные корпорации уже были разобраны, а потому тройке лидеров пришлось «спуститься вниз» и обратить внимание на средний и малый бизнес. Практически одновременно федеральные операторы обновили свои тарифные планы для компаний. В новой линейке фокус сместился на небольшие фирмы, а также была сделана попытка увеличить корпоративный ARPU с помощью предоставления дополнительных услуг - Интернета по GPRS-каналу, мобильной почты, LBS (определение местоположения абонента). Стратегически важным регионом для развития мобильной тройки на рынке бизнес-пользователей является Москва. Из-за особенностей российского капитализма большая часть деловой активности приходится на столицу. По данным iKS-consulting, в 2004 году на Центральный регион приходилось более 80% доходов сотовых операторов от корпоративных пользователей. Компания МТС, традиционный лидер бизнес-сегмента, обязана своим местом тому, что первым из московских операторов стал работать в стандарте GSM. Но постепенно она сдает свои позиции под агрессивным натиском «Вымпелкома», занимающим второе место. МТС в очередной раз обновила свою корпоративную тарифную линейку в середине октября 2005 года. Изменения коснулись плана «Команда»: на $0,03 была снижена стоимость звонков и до $15 - величина авансового платежа при подключении. Этот тариф предназначен для компаний среднего и малого бизнеса и был ответом МТС на предложение «Билайна» - план «Бизнес-формула». После внесения изменений в «Команду» различий между ними практически не осталось. Главное преимущество плана МТС заключается в самом низком первоначальном платеже, который зачисляется на счет пользователя, а также в половинной стоимости исходящих звонков на телефоны внутри компании пользователя, правда, за абонентскую плату в $3,0 в месяц. А за дополнительные деньги ($22 в месяц для федеральных номеров и $33 - для прямых) можно подключить услугу Open. Она делает бесплатными все входящие звонки, в том числе и со стационарных телефонов. Компания «Билайн» активизировалась на корпоративном рынке в конце 2004 года. По словам Джери Калмеса, исполнительного вице-президента «Вымпелкома» по Московскому региону, тогда специально для работы с бизнес-клиентами были приняты более 150 новых сотрудников. «Черно-желтые» находятся в роли догоняющих, их доля рынка на 10% меньше, чем у МТС. Тарифная линейка «Вымпелкома» более разнообразна. Помимо «Бизнес-формулы» (аналог МТС «Команда») и «Корпоративного экстра» (у МТС – «Корпорация»), у «Билайна» есть планы с предоплаченным трафиком («Корпоративный интенсив»), а также не имеющий аналогов «Корпоративный стандарт» с платными входящими вызовами с мобильных телефонов, но более низкими ставками на исходящие звонки. «Вымпелком» больше остальных GSM-операторов уделяет внимание дополнительным сервисам. Одним из таких нововведений компании является услуга mobile mail, позволяющая читать и отправлять корпоративную почту на смартфоне или коммуникаторе. «Билайн» пытается стимулировать своих клиентов к использованию мобильного Интернета низкими тарифами на передачу данных: $0,19 за мегабайт. Третий российский оператор – «Мегафон» - придерживается отличной от лидеров более закрытой политики. Оригинальность работы «Мегафона» на корпоративном рынке заключается в отсутствии каких-либо планов: компания подбирает тариф под каждого клиента персонально. «Мы выслушиваем потребности клиента, - рассказывает Евгений Пикерсгиль, руководитель отдела корпоративных продаж и обслуживания «Мегафон-Москва», - а затем высылаем под них коммерческое предложение с несколькими типами тарифов, из которых он выбирает наиболее подходящий». Тарифные планы CDMA-оператора для корпоративных клиентов компании «Скай линк» делятся на безлимитные и с предоплаченным трафиком. Связь намного дешевле, чем GSM. Например, прямой номер с неограниченным трафиком обойдется клиенту всего в $70 за месяц. Низкие тарифы на связь «небесному» оператору приходится поддерживать для завоевания рынка. Другое преимущество «Скай линка» - быстрый мобильный Интернет (до 153 килобит в секунду) - исчезло после внедрения технологии EDGE у GSM-тройки, обеспечивающей такую же скорость. |