01.11.2005  В России нет возможности продавать новейшие медицинские препараты

   На прошедшем в прошлую пятницу съезде участников Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) компания «Фармэксперт» обнародовала данные по российскому фармарынку, из которых видно, что в России доля инновационных лекарственных средств составляет всего лишь 12%, тогда как в странах Западной Европы и США этот показатель во много раз выше. Получается, что россияне не имеют возможности пользоваться последними мировыми научными разработками фармацевтов.
   По мнению экспертов, исправить ситуацию способны только время и развитие законодательной системы страны.
   По данным центра маркетинговых исследований «Фармэксперт», объем российского рынка лекарственных препаратов за первый-третий кварталы 2005 г. составил 5,5 млрд долл. При теперешних темпах роста уже в 2006 г. Россия может войти в десятку крупнейших рынков по этой отрасли. Однако, по мнению экспертов, в следующем году рост фармарынка может замедлиться – в стране наблюдается снижение темпов увеличения доходов населения. Пока же Россия лидирует в Европе лишь по количеству потребления таблеток на душу населения, однако в основном это дешевые препараты, типа аспирина и активированного угля.
   Из общего объема рынка в денежном выражении на долю инновационных продуктов приходится 12%. Инновационные препараты – лекарства, недавно появившиеся на рынке, на которые действует патент изобретателя. Как отмечают эксперты, при этом ассортимент инновационных препаратов в России практически не пересекается с перечнем препаратов, предлагаемых в качестве новинок в развитых странах. Получается, что россияне потребляют почти что исключительно устаревшие лекарства.
   После истечения срока действия патента другие предприятия получают право выпускать аналоги этого препарата под своими марками – так называемые дженерики. Так как срок действия патента на лекарства 18 лет, то дженерики очень сложно назвать современными, хотя в подавляющем большинстве они качественные и действенные.
   Эксперты называют причиной засилья в России устаревших препаратов – несовершенство нашего законодательства. В нашей стране затруднен вход на рынок новым брендам, так как регистрация новых патентов занимает до нескольких лет.
   «На рынке сейчас существует избыточное регулирование на стадии допуска на рынок, – говорит председатель совета директоров КонфОП Дмитрий Янин. – И при серьезных ограничениях на входе рынок практически не регулируется по текущей работе. В результате аптечная индустрия сама пошла на создание механизмов регуляции (системы проверок аптечных сетей), однако все равно в будущем году на всю Россию контролировать работу аптек будут 500 человек».
   Но, по словам Дмитрия Янина, эту ситуацию законодательные органы, возможно, будут вынуждены изменить уже в ближайшее время, так как вопросы по контролю за фармарынком и избыточными требованиями при вхождении на него поставлены недавно на переговорах о вступлении России в ВТО.